Бронепоезд № 1 «Молотовский рабочий» типа БП-35 был построен в октябре 1941 г. в железнодорожном депо станции «Пермь II» при участии ряда других предприятий города (паровозоремонтный завод им. Шпагина, машиностроительный завод № 172 им. В.М. Молотова). Бронепоезд состоял из бронепаровоза, двух артиллерийских бронеплощадок, вооруженных двумя 76-мм орудиями и 6 пулеметами, а на тендере бронепаровоза была установлена 25-мм зенитная автоматическая пушка. Спереди и сзади к боевым площадкам были прицеплены контрольные платформы, на которых были погружены различные материалы, необходимые для ремонта железнодорожного полотна в случае его повреждения. Командиром бронепоезда был назначен бывший работник мостостроительного завода старший лейтенант Решетников. Команда бронепоезда насчитывала до 100 человек-добровольцев.
«Молотовский рабочий» вошел в состав 30-го отдельного дивизиона бронепоездов. 30-й отдельный дивизион сформирован в конце 1941 года в г. Ярославле. В декабре в составе двух бронепоездов он принимал участие в обороне Москвы, а после разгрома немцев под Москвой был направлен на Северо-Западный фронт, где вел тяжелые оборонительные бои на железнодорожном участке Бологое - Старая Русса.
После больших потерь техники выведен в марте 1942 года на восстановительный ремонт в г. Ярославль. 14 июля этого же года дивизион направлен на Сталинградский фронт и поступил в оперативное подчинение 28-й армии. Перед ним стояла боевая задача - прикрыть левый фланг на железнодорожном участке Астрахань - ст. Улан-Хол, не допустить противника на побережье Каспийского моря, отражать и уничтожать подвижные группы немцев.
За сентябрь-ноябрь 1942 года бронепоезда подбили и уничтожили 2 самолета, 4 бронетранспортера, 6 автомашин, 4 орудия, более роты пехоты противника.
После разгрома, окружения и уничтожения немецкой группировки под Сталинградом в марте 1943 года дивизион был выведен на боевой участок на побережье Таганрогского залива ст. Ростов-на-Дону - ст. Приморка в подчинение 44-й армии Южного фронта для прикрытия левого фланга армии, недопущения высадки морских десантов.
30-й ОДБП завершил свой боевой путь в 1944 г. в Симферополе.
К началу 1943 г оборонные предприятия Урала смогли не только выполнять, но и перевыполнять поставленные плановые задания. На этом фоне в заводских коллективах уральских танкостроителей родилась идея создания крупного добровольческого танкового соединения, которая была подхвачена всем рабочим классом Урала. Происходило это в те дни, когда наша страна находилась под впечатлением победоносно завершившегося Сталинградского сражения.
В формировании добровольческого танкового корпуса, в его славных ратных делах особенно ярко проявилось могучее и святое единство Красной Армии и нашего героического народа.
Уральцы, производившие в то время основную массу танков и самоходных орудий, законно гордились победой на Волге, где бронетанковые войска проявили неодолимую ударную силу. Всем стало ясно: от количества наших бронированных боевых машин, обладающих высокими тактико-техническими характеристиками, и сведенных в крупные танковые соединения, во многом зависят успех предстоящих сражений, а в конечном итоге - окончательная победа над врагом. И, продолжая с величайшим энтузиазмом трудиться для фронта, рабочие опорного края державы решили сделать фронтовикам еще один уникальный подарок -добровольческий танковый корпус, снабжённый всем необходимым для боя за счет безвозмездного труда во внеурочное время.
16 января 1943 года в газете «Уральский рабочий» появилась заметка «Танковый корпус сверх плана». В ней говорилось об обязательстве крупнейших коллективов танкостроителей Урала изготовить в первом квартале сверх плана столько танков и самоходных орудий, сколько требуется на корпус, одновременно обучив из своих же рабочих -добровольцев водителей машин. В цехах заводов родился лозунг: «Сделаем сверхплановые танки и самоходки и поведем их в бой».
Это обязательство первоначально было принято коллективами «Уралмаша» и Челябинского Кировского завода.
Народную инициативу подхватили Свердловский, Челябинский и Молотовский областные комитеты партии. На имя Председателя Государственного Комитета Обороны И.В. Сталина было направлено письмо, в котором говорилось: «…Выражая благородные патриотические желания уральцев, мы просим Вас, товарищ Сталин, разрешить нам сформировать особый добровольческий Уральский танковый корпус Вашего имени в честь ознаменования 25 годовщины Красной Армии…».
24 февраля 1943 г. из Москвы пришла ответная телеграмма: «ВАШЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ О ФОРМИРОВАНИИ ОСОБОГО ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО УРАЛЬСКОГО ТАНКОВОГО КОРПУСА ОДОБРЯЕТСЯ И ПРИВЕТСТВУЕТСЯ. ДАНО РАСПОРЯЖЕНИЕ ГАБТУ ОКАЗАТЬ ВАМ ПОМОЩЬ В ПОДБОРЕ КОМСОСТАВА. И.СТАЛИН».
26 февраля 1943 г. командующий Уральским военным округом генерал-майор Катков издал директиву, в которой сообщалось, что на территории округа, по решению Свердловского, Челябинского и Молотовского обкомов ВКП(б), утвержденному Народным Комиссаром Обороны, Маршалом Советского Союза т. Сталиным, формируется особый Уральский Добровольческий танковый корпус штатной численностью 9661 человек. Командирам частей и соединений поручалось начать учебу личного состава по мере его поступления, не ожидая штатной укомплектованности. В военкоматы потоком хлынули заявления! За одну неделю их поступило свыше ста тысяч - в двенадцать раз больше, чем требовалось корпусу солдат и сержантов по штатному расписанию!
Добровольцы представляли лучшую часть коллективов трудящихся, среди них было много квалифицированных рабочих, специалистов, командиров производства, активных коммунистов и комсомольцев. Всех, желающих добровольно вступить в ряды воинов-танкистов, отпустить на фронт было невозможно, так как это нанесло бы ущерб производству, выполнению заказов фронта. Парткомы, завкомы, специальные комиссии нередко отбирали по одному из 15–20 достойных кандидатов с условием, чтобы коллектив рекомендовал, кем заменить добровольца, уходящего на фронт. Они отбирали физически крепких, здоровых людей, умеющих управлять техникой и тех, чьи специальности применимы в танковых войсках. Отобранные кандидаты в возрасте до 40 лет рассматривались и утверждались на рабочих собраниях. 50% общего числа бойцов и командиров танковых бригад составляли коммунисты.
Навсегда вошел в историю подвиг экипажа танка Т-34 «Гвардия» 63-й гвардейской Челябинской танковой бригады. Командование поставило экипажу задачу прорваться к центру Львова и водрузить красный флаг на городской ратуше. Танком командовал лейтенант А. Н. Додонов, вел машину механик Ф. П. Сурков, огнем из пушки дорогу расчищал башенный стрелок Н. А. Мельниченко. Радисту А. П. Марченко, хорошо знавшему город, было поручено указывать путь танку, а затем подняться на ратушу и укрепить красный флаг. 22 июля танк «Гвардия», действуя в составе своего подразделения, прорвался к центру города. Сурков подвел машину к самому подъезду ратуши. Марченко с группой автоматчиков, уничтожив вражескую охрану, ворвался в здание, поднялся на башню и водрузил на ней алый флаг. Гитлеровцы, увидев советское знамя, открыли ураганный огонь по ратуше и танку. При выходе из здания Марченко был тяжело ранен и через несколько часов умер. Шесть дней танк «Гвардия» вел бои в городе. За это время экипаж уничтожил свыше ста фашистских солдат и офицеров и сжег восемь танков врага. Наконец противнику удалось подбить советский танк. Лейтенант Додонов был убит, башенный стрелок Мельниченко и водитель Сурков тяжело ранены.
После окончания Великой Отечественной войны по инициативе трудящихся Львова на улице Ленина на высоком постаменте был установлен танк. Во времена СССР он напоминал о героизме советских воинов в борьбе с фашистскими захватчиками.
На фото (слева направо): командир танка А.Н. Додонов, стрелок-радист А.П. Марченко, башенный стрелок Н. А. Мельниченко, командир танкового батальона П.В. Чирков, механик-водитель Ф.П. Сурков. 22 июля 1944 г.
Двухмоторный дальний бомбардировщик Ил-4 был сконструирован в ОКБ-240 под руководством С. В. Ильюшина. Создан на базе бомбардировщика ДБ-3 с новой кабиной штурмана, новым фюзеляжем, который изготавливался по новой технологии производства, разработанной для транспортного самолёта Ли-2, являвшегося копией американского «Дугласа», крылом с новым лонжероном и пневматическим управлением уборкой шасси.
Наименование Ил-4 самолёт получил в марте 1942 года. Вместе с ДБ-3 их было выпущено около 6 800 экземпляров (из них Ил-4 - 5256). Самолет Ил-4 являлся основным дальним бомбардировщиком ВВС Красной Армии во время Великой Отечественной войны. Он мог нести бомбовую нагрузку до 2,5 т. бомб. Наиболее известным достижением этих самолётов были бомбардировки Берлина в начале войны.
Снимок из фонда архивной коллекции документов ветеранов Великой Отечественной войны, находящейся на хранении в ГКБУ «ГАПК». В этом фонде хранятся материалы по истории 21-й Пермской стрелковой дивизии, которая была сформирована в Пермской губернии в годы гражданской войны и прошла славный боевой путь - принимала участие в боях на КВЖД в 1929 г., дислоцировалась на Дальнем Востоке. В 1941 г. дивизия была переброшена в район реки Свирь на северном участке советско-германского фронта. До марта 1944 г. занимала оборону по реке Яндеба в районе населенного пункта Ижорова гора.
Материалы по истории дивизии были собраны краеведом В.Ф. Гилиным.
В архивной коллекции документов ветеранов Великой Отечественной войны, находящейся на хранении в ГКБУ «ГАПК» имеется альбом по истории создания, формирования и боевых действий 569 штурмового авиационного Осовецкого Краснознаменного ордена Суворова полка, иллюстрированный фотографиями. 569-й ШАП сформирован в октябре 1941 г. под Воронежем и вошел в непосредственное подчинение Ставки ВГК. Полк был вооружен одноместными штурмовиками Ил-2 первой серии.
С третьей декады октября 1941 г. входил в состав ВВС Калининского фронта (20 Ил-2). Боевое крещение полк прошел под Москвой. В ноябре-декабре 1941 г. летчики полка отражали наступление немецких войск на Калининском направлении.
В период 20.06.42 - 31.07.42 г. действовал в составе 1-й ударной авиагруппы на Волховском Фронте.
В период 08.42 - 07.12.42 г. действовал на Ленинградском фронте в составе 281 штурмовой авиадивизии.
В конце 1942 г. самолеты и большая часть личного состава полка были переданы частям 281 шад, а управление и оставшаяся часть личного состава убыла в 5-й запасной авиаполк, аэродром Кинель-Черкассы.
В период 10.08.43 - 02.01.44 г. 569-й ШАП действовал на Курском направлении.
С июля 1944 г. после доукомплектования входил в состав 199 штурмовой авиадивизии. Участвовал в освобождении Белоруссии, Польши, Восточной Пруссии. Штурмовыми ударами поддерживал боевые действия наземных войск при взятии городов Кенигсберг, Осовец, Штеттин, Берлин и др.
За отличное выполнение боевых заданий при овладении городом и крепостью Осовец приказом Верховного Главнокомандующего No. 0294 от 01.09.44 г. полку присвоено почетное наименование Осовецкий.
05.04.45 г. за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение городами Остероде, Дойч_Айлау и проявленные при этом доблесть и мужество полк награжден орденом Красного Знамени.
04.06.45 г. за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками, за овладение городами Штеттин, Гарц, Пенкуи, Казенов, Шведт и островом Рюген и проявленные при этом доблесть и мужество полк награжден орденом Суворова 3 степени.
За время боевых действий 11 летчиков полка были награждены высшей наградой - звездой Героя Советского Союза. Они выполнили по 100 и более боевых вылетов на штурмовку врага. Это капитан А.М.Осипов, лейтенанты А.Ф.Чернышев, С.Н.Борозинец, А.В.Рыбаков, А.М.Молчанов, С.В.Жоров, И.В.Морозов, И.И.Гришаев, С.А.Долинский, И.М.Леонов, В.А.Земских.
Полк расформирован в апреле 1946 г.
Снимок из фонда архивной коллекции документов ветеранов Великой Отечественной войны, находящейся на хранении в ГКБУ «ГАПК». В этом фонде хранятся материалы по истории 21-й Пермской стрелковой дивизии, которая была сформирована в Пермской губернии в годы гражданской войны и прошла славный боевой путь, принимала участие в боях на КВЖД в 1929 г., дислоцировалась на Дальнем Востоке, в 1941 г. была переброшена в район реки Свирь на северном участке советско-германского фронта. До марта 1944 г. занимала оборону по реке Яндеба в районе населенного пункта Ижорова гора. В марте 1944 г. дивизия отправлена в Заполярье, где участвовала в разгроме немецкой группировки у села Алаккурти и вышла на советско-финскую границу.
В декабре 1944 г. 21-я СД была переброшена в Плоешти (Румыния), затем до января 1945 г. дислоцировалась в Бухаресте.
С января 1945 г. принимала участие в боях по освобождению Венгрии и Австрии.
Материалы по истории дивизии были собраны краеведом В.Ф. Гилиным.
На снимке запечатлен момент вручения командиром дивизии полковником Архангельским В.А. наград дивизионным разведчикам. Владимир Алексеевич Архангельский командовал 21-й СД с 25.03.1944 по 10.02.1945 гг.
Владимир Семенович Реутов (1925-2003) - начальник бюро труда и заработной платы Пермского телефонного завода, участник Великой Отечественной войны, краевед. Родился 23 апреля 1925 года в г. Пермь. Обучался в 1941-1942 гг. в Молотовском коммунально-строительном техникуме. Затем призван в армию и направлен на учебу в школу авиамехаников в г. Троицк Челябинской обл. С 1944 г. участвовал в Великой Отечественной войне, служил механиком в 4-й эскадрилье 1-го отдельного истребительного французского авиаполка "Нормандия-Неман" 303-й авиационной дивизии 1-й воздушной армии, затем в 18-м гвардейском Витебском истребительном авиаполку. После демобилизации работал с 1950 по [1990] год на Пермском телефонном з-де. Окончил Пермский вечерний механико-технологический техникум в 1967 г. Являлся председателем совета ветеранов, совета музея истории и трудовой славы Пермского телефонного з-да, членом президиума совета ветеранов Ленинского района (г. Пермь). Награжден орденом Отечественной войны I ст., французским орденом "Военный крест", медалью "За боевые заслуги", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За взятие Кенигсберга" и др. Умер 13 ноября 2003 года.
1-й французский истребительный авиаполк в составе ВВС РККА был сформирован 5 июля 1943 г. на базе французской авиационной истребительной эскадрильи «Нормандия», созданной 4 декабря 1942 г. в г. Иваново в соответствии с советско-французским соглашением от 24 ноября 1942 г. Эскадрилья была названа в честь французской провинции, наиболее сильно пострадавшей от немецкой оккупации. Первоначально это подразделение входило в состав 6-го истребительного авиаполка. Личный состав эскадрильи состоял из 72 французских добровольцев (14 лётчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников. На вооружении эскадрильи состояли самолёты-истребители Як-1, а позднее – Як-9. После освоения личным составом боевой техники 22 марта 1943 г. эскадрилья «Нормандия» была направлена на Западный фронт, где вошла в состав 303-й авиационной дивизии 1-й воздушной армии. С 5 апреля 1943 г. французские летчики приступили к боевым действиям. Летом 1943 г. истребительный авиаполк «Нормандия» принимал участие в воздушных боях над Орлом. К концу 1943 г. на счету полка было 77 сбитых вражеских самолетов.
В начале 1944 г. истребительный авиаполк «Нормандия» был отправлен в г. Тулу на доукомплектование. В составе полка появилась 4-я эскадрилья «Нормандия», в которой и начинал свой боевой путь наш земляк В.С. Реутов. В мае 1944 года полк перелетел на 3-й Белорусский фронт, базируясь вблизи деревни Дубровка (Казимировка) западнее Смоленска. В 1944 г. на вооружение полка поступили новейшие на тот период времени советские истребители Як-3. За участие в форсировании реки Неман 21 июня 1944 года приказом Советского Командования от 28 октября 1944 года полку «Нормандия» было присвоено наименование «Неманский». Ну, а французы по-своему назвали – «Нормандия-Неман». За время участия на советско-германском фронте летчиками полка совершено 5240 боевых вылетов, проведено 869 воздушных боев, сбито 273 самолета противника. Много техники и транспорта уничтожено на земле при штурмовках. На боевом знамени полка наряду с французскими орденами Почетного легиона, Боевого креста, Военной медали, Креста освобождения были прикреплены советские ордена Красного Знамени и Александра Невского.
В.С. Реутов продолжал службу в составе 18-го гвардейского Витебского авиационного истребительного полка (такое наименование получил 6-й истребительный авиаполк после присвоения ему гвардейского звания), который воевал в составе 3-го Белорусского фронта и завершил свою боевую деятельность в мае 1945 г. на территории Восточной Пруссии.
Снимок запечатлел военнослужащих Н-ской штурмовой авиационной части на фоне самолета-штурмовика Ил-2.
Боевой самолет Ил-2 был создан в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина и предназначался для непосредственной поддержки наземных войск с воздуха, уничтожения живой силы, полевых укреплений и техники противника, а также уничтожения надводных целей. Имел бронирование двигателя и кабины летчика, в связи с этим обладал высокой живучестью. В феврале 1941 года началось серийное производство (приказ А. И. Шахурина № 739 от 14.12.1940). Это был самый массовый боевой самолёт в истории, всего было изготовлено более 36 тысяч штук Ил-2.
В Красной армии самолёт получил прозвище «горбатый» (за характерную форму фюзеляжа). Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком». Немецкие пилоты за живучесть и недостаток манёвренности называли его нем. Betonflugzeug — «бетонный самолёт» и нем. Zementbomber — «цементный бомбардировщик». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ, таких как «мясник» (нем. Schlächter), «мясорубка» (Fleischwolf), «железный Густав» (Eiserner Gustav), также в советской литературе существуют утверждения, что отдельные солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod, дословно: «чёрная смерть»).
Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне.
Первые серийные Ил-2 изготовлены в Воронеже на заводе № 18 (в ноябре 1941 года завод эвакуирован в Куйбышев). Ил-2 серийно производился на авиационных заводах № 1 и № 18 в городе Куйбышеве, на авиационном заводе № 30 в городе Москве. Из общего количества Ил-2 (36183 шт.) 74% произведено в Куйбышеве (26888 шт.). Некоторое время в течение 1941—1942 годов самолёт выпускался заводом № 381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле. Уралвагонзавод изготовлял бронекорпуса Ил-2.
Снимок из фонда архивной коллекции документов ветеранов Великой Отечественной войны, находящейся на хранении в ГКБУ «ГАПК». На фото запечатлены А.И. Тимошин (в центре) с боевыми товарищами П. Козловым и Н. Смирновым.
Александр Иосифович Тимошин – полковник в отставке, ветеран Вооруженных Сил СССР. Во время Великой Отечественной войны А.И. Тимошин служил в 13-й гвардейской стрелковой дивизии, а после её окончания – в 20-м корпусе Войск ПВО СССР, штаб которого находился в г. Перми.
Дивизия сформирована в ноябре 1941 года в Курской области на базе частей 3-го воздушно-десантного корпуса как 87-я стрелковая дивизия (2-го формирования).
За боевые заслуги приказом Верховного Главнокомандующего от 19 января 1942 87-я стрелковая дивизия была переименована в 13-ю гвардейскую стрелковую дивизию. За успешные боевые действия под Курском указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 .03.1942 года дивизия была награждена орденом Ленина, а её командир Александр Ильич Родимцев получил звание генерал-майора.
После поражения советских войск под Харьковом дивизия была отведена для переформирования на левый берег Волги. В сентябре 1942 года дивизия вошла в состав 62-й армии и получила задачу переправиться через Волгу в Сталинград, выбить противника с прибрежной полосы, занять и прочно оборонять центральную часть города. В ночь с 14 на 15 сентября передовой отряд 42-го гвардейского полка, переправившись через Волгу, с ходу вступил в бой и 15 сентября захватил вокзал, дав этим возможность переправиться в город всей дивизии.
16 сентября 39-й гвардейский полк 13-й гвардейской стрелковой дивизии и сводный 416-й стрелковый полк 112-й стрелковой дивизии штурмовали и после упорного боя захватили вершину Мамаева кургана. С 21 по 23 сентября в ожесточенных боях 13-я гвардейская стрелковая дивизия при поддержке фронтовой артиллерии выдержала самый мощный натиск противника и не допустила его выхода к Волге в центральной части города и овладения Мамаевым курганом. В октябре-ноябре дивизия, прижатая к Волге, занимала оборону от улицы Киевской (ныне ул. Ю. Гагарина) до восточного склона Мамаева кургана. Бойцы дивизии создали крепкую оборону, превратив отдельные здания в опорные пункты. За период боев в Сталинграде воины дивизии уничтожили свыше 15 тысяч солдат и офицеров противника, подбили более 100 танков, несколько тысяч немцев были взяты в плен. Активными действиями, упорным сопротивлением дивизия сковывала значительные силы противника, остановила его на подступах к Волге, чем способствовала выполнению общей задачи 62-й армии по обороне города. За мужество и доблесть, проявленные при обороне Сталинграда указом Президиума Верховного Совета СССР от 31.03.1943 года 13-я гвардейская стрелковая дивизия была награждена орденом Красного Знамени. 10 июля 1943 года дивизия вошла в состав 32-го гвардейского стрелкового корпуса 5 гвардейской армии, в котором находилась до конца войны.
Соединение было отмечено в боях за освобождение Полтавы: 32-му гвардейскому стрелковому корпусу, в который входила и 13-я гвардейская стрелковая дивизия, была поставлена задача наступать в направлении Решетиловки и Власовки, обойти Полтаву с северо-востока и отрезать противнику пути отхода к Днепру. В передовой отряд корпуса входили 39-й гвардейский стрелковый полк, 57-й танковый полк, 301-й истребительно-противотанковый и 1902-й самоходно-артиллерийский полки. Возглавлял отряд заместитель командира 13-й гвардейской стрелковой дивизии полковник П. В. Гаев. Выполняя это задание - захватить переправы через Ворсклу - передовой отряд Гаева уже к вечеру 21 сентября 1943 вышел к Ворскле, форсировал её в районе Кротенко, захватил плацдарм и завязал бой с частями противника, оборонявшимися на западном берегу. Первыми вслед за передовым отрядом Гаева на правый берег реки переправились подразделения 13-й гвардейской стрелковой дивизии. Противник был ошеломлен столь стремительной атакой и начал отходить. К концу дня части дивизии вышли на рубеж Решетиловка - Жуки, создав угрозу правому флангу и тылу группировки противника и, тем самым, подготовив благоприятные условия для штурма Полтавы соединением 33-го гвардейского стрелкового корпуса.
Дивизия принимала участие в освобождении Украины, Польши, Германии, Чехословакии.
На снимке – заседание партийной комиссии 10-го гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса в южном пригороде Берлина Целендорфе.
Боевая машина БМ-13, известная в народе как «Катюша», была наиболее массовой и знаменитой установкой реактивной артиллерии, состоявшей на вооружении гвардейских минометных частей Красной Армии в период Великой Отечественной войны. Установка предназначалась для уничтожения живой силы и техники противника с использованием залпового огня 132-мм реактивными снарядами М-13. Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 была принята на вооружение в 1941 г. и широко применялась в боевых действиях до 1945 г. Расчет установки состоял из 10 человек, в т.ч. до 4-х заряжающих.
На заводе № 98 им. С.М. Кирова в г. Молотов (ныне Федеральное казенное предприятие «Пермский пороховой завод») с 1942 г. изготавливались пороховые шашки для твердотопливных двигателей реактивных снарядов «Катюш». Всего за время Великой Отечественной войны на этом предприятии было выпущено 33 млн. таких шашек.
Более 51% личного состава Уральского добровольческого танкового корпуса составляли коммунисты и комсомольцы.
2 мая 1945 г. немецкий гарнизон Рейхстага капитулировал перед частями Красной Армии. В эти дни в Берлине воевал наш земляк – Михаил Федорович Васев (на фото – крайний справа); его личный фонд хранится в нашем архиве. М.Ф. Васев Родился 1 декабря 1913 года в с. Тойкино Большесосновской волости Оханского уезда Пермской губернии. С 1921 г. проживал с родителями в г. Пермь, окончил школу ФЗУ. Работал в 1931-1935 гг. слесарем на Кировградском химическом комбинате Свердловской обл., затем на Пермском машиностроительном з-де им. Ф.Э. Дзержинского до 1937 г. В 1937-1939 гг. обучался на физико-математическом ф-те Пермского государственного университета. Работал начальником планового отдела Пермского областного автомобильного управления "Пермавтодор" до мобилизации на фронт в августе 1941 г. Воевал на Калининском фронте, служил политруком роты, военкором редакции газеты 35-й гвардейской стрелковой дивизии, секретарем редакции газеты "Сталинская гвардия". После окончания войны продолжил службу в армии. После демобилизации в 1959 г. проживал в г. Пермь, состоял лектором Пермской областной организации Всесоюзного общества "Знание". Награжден тремя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны I ст. и медалями. Умер 22 ноября 1994 года.
35-я гвардейская стрелковая дивизия 4-го гвардейского стрелкового корпуса 1-го Белорусского фронта, в которой служил М.Ф. Васев, принимала участие в штурме Берлина. 11 июня 1945 года приказом Верховного Главнокомандующего № 0111 101-му гвардейскому стрелковому полку было присвоено почётное наименование «Берлинский».
В годы Великой Отечественной войны в советском тылу большое распространение получило движение в помощь фронту. Трудящиеся Молотовской области приняли в нем самое непосредственное участие. За время войны было собрано, изготовлено и отправлено в Действующую армию огромное количество так назывемых фронтовых подарков, которые включали в себя теплую одежду, нательное бельё, предметы быта и личной гигиены, табак, книги, музыкальные инструменты, патефоны, кондитерские изделия, лекарства и т.п.
С началом Великой Отечественной войны на оборонных предприятиях Молотовской области остро встала проблема рабочих кадров. Многие рабочие и инженерно-технические работники были призваны в Красную Армию и сражались с врагом на фронте. Их рабочие места заняли женщины и подростки. Однако, не сразу всё получалось, ведь этих новых рабочих надо было сначала обучить всем сложностям и премудростям тех профессий, которые им предстояло осваивать и в дальнейшем трудиться по ним. А фронт не ждал, фронт требовал всё больше и больше вооружения, ведь огромная его масса была бездарно потеряна в первые годы войны. Поэтому перед оборонными предприятиями ставились очень строгие плановые задания, невыполнение которых грозило виновным жестокими репрессиями. Вот и приходилось иногда мастерам и бригадирам ставить к сложным импортным станкам необученных подростков в надежде на русский «авось». Но сложная техника в руках необученных подростков, конечно же, выходила из строя, после чего следовали наказания виновных и требование ни в коем случае не допускать неквалифицированных рабочих к сложным станкам.
Тем не менее, советская пропаганда работала, и в прессе появлялись подобные постановочные фото, на которых дети, стоя на ящиках, работают на импортных, поставленных в СССР по программе ленд-лиза, станках, или собирающих пушки.
Однако известен факт, когда ученики ремесленного училища № 21 выступили с инициативой самостоятельно построить на судостроительном заводе № 344 в г. Молотове целый бронекатер. Такой боевой корабль был изготовлен, получил название «Молотовский ремесленник» и в 1944 г. вступил в состав ВМФ СССР.
Фото из личного фонда Анатолия Васильевича Осипова (1925 – 1985) – писателя, журналиста, внештатного корреспондента газеты «Мотовилихинский рабочий».
На фото запечатлен момент подготовки к отправке на фронт эшелона 122-мм корпусных пушек А-19 образца 1931/37 гг., изготовленных на Молотовском машиностроительном заводе № 172 им. В.М. Молотова.
122-мм дальнобойная пушка А-19 являлась одним из основных орудий корпусной артиллерии (т.е. артиллерии, входившей в состав корпусов) и артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования Красной Армии. Такие пушки до 1940 г. выпускались на сталинградском заводе № 225 «Баррикады», а с 1941 по 1947 г. на заводе № 172 им. В.М. Молотова в г. Молотов. Максимальная дальность стрельбы из пушки А-19 достигала 20,4 км. К 22 июня 1941 г. в РККА состояло 1255 пушек А-19. К 1 мая 1945 г. в корпусной артиллерии имелось 289 и в РВГК 309 таких пушек. Они принимали участие во всех крупных сражениях Великой Отечественной войны, а также в Советско-Японской войне.
На фото – снаряд морского 406-мм орудия Б-37. Такие снаряды в г. Молотов не изготавливались. По документам Пермского машиностроительного завода им. В.И. Ленина (завод № 172 им. В.М. Молотова) периода Великой Отечественной войны самыми крупнокалиберными снарядами, изготавливавшимися на этом предприятии, были 203-мм снаряды (т.е. в 2 раза меньше по размерам).
На переднем плане фото – бронекатер проекта 191 (или 191М) постройки 1946 (или 1947 г.). Т.е. фото – послевоенное.
Практически прекратившее своё существование в настоящее время, судостроение на реке Кама существовало с незапамятных времён. В период промышленной революции в России прикамское судостроение получило новый импульс в своём развитии. На смену движущей силы живых существ и ветра пришла движущая сила пара.
Первые пароходы на Каме были построены в 1817 г. на Пожевском заводе князя Всеволжского. Позднее пароходы строились в Суксуне и на Мотовилихе. По всей России гремели имена пермских пароходчиков Любимовых и Каменских.
В 1929 г. на правом берегу Камы началось строительство Пермской судоверфи. К 1940 г. это предприятие превратилось в крупный судостроительный завод, изготовлявший суда для речного флота СССР. Также в этот период завод выпускал оборонную продукцию для ВМФ СССР – противолодочные и противоторпедные сети.
С началом Великой Отечественной войны Пермский судостроительный завод был передан из ведения Наркомата речного флота СССР в подчинение Наркомату судостроительной промышленности СССР и получил № 344.
С 1941 по 1945 гг. завод изготавливал два вида боеприпасов – корпуса 85-мм зенитных гранат и деталь для 132-мм реактивного снаряда М-13 «Катюша».
В 1942 г. в советском военном судостроении создалась тяжёлая ситуация. Фронту требовались бронированные катера для боевых действий на реках, а ряд заводов, на которых такие катера строились до войны, оказались или на оккупированной территории, или в прифронтовых районах. Судостроительный завод «Красное Сормово» в г. Горький был передан в Наркомат танковой промышленности и перешел на выпуск бронетанковой техники.
В относительной безопасности находился только один судостроительный завод, способный строить бронекатера – это завод № 340 им. М.Горького в г. Зеленодлольске (Татарская АССР). Но его мощностей не хватало для обеспечения советских речных флотилий необходимым количеством бронекатеров.
Поэтому было решено подключить к постройке бронекатеров Молотовский судостроительный завод № 344. С середины 1942 г. на заводе началась подготовка к закладке первых нескольких бронекатеров проекта 1125. Эти малые речные боевые корабли имели в стандартном варианте вооружение из одной 76-мм пушки и до 4-х пулемётов. Первый пермский бронекатер был построен в 1943 г. Выпуск боевых кораблей этого класса на судозаводе № 344 продолжалось до 1947 г. Всего было построено до конца Великой Отечественной войны не менее 80 бронекатеров. Пермские бронекатера, действовавшие в составе Дунайской военной флотилии, с боями дошли до Вены.
С началом Великой Отечественной войны все предприятия Молотовской области переключились на изготовление оборонной продукции. Так, Очерский машиностроительный завод, занимавшийся до войны изготовлением различного оборудования для нефтедобывающей промышленности, освоил изготовление корпусов 120-мм минометных мин. Но уже в 1943 г. завод был передан в систему газодобывающей промышленности, и перешел на изготовление буровой техники.
Следует отметить тот факт, что перевод различных предприятий гражданского сектора промышленности, носил не спонтанный, а планомерный характер.
Первоначально местом эвакуации Владимирского патефонного завода № 260 был назначен г. Саратов, но затем завод был направлен в Молотов.
Основной оборонной продукцией завода № 260 были различные типы взрывателей для большой номенклатуры артиллерийских снарядов, состоявших на вооружении Красной Армии.
Известное фото вручения подарков рабочим-подросткам машиностроительного завода № 19 им. И.В. Сталина, добившимся больших успехов на своих рабочих местах. Директор завода Анатолий Григорьевич Солдатов вручил подросткам-передовикам по банке варенья.
Памятное групповое фото сотрудников Опытно-конструкторского бюро № 19 при машиностроительном заводе № 19 им. И.В. Сталина (ныне Пермское ОАО «Авиадвигатель»). В центре – директор завода А.Г. Солдатов и генеральный конструктор авиационных двигателей А.Д. Швецов.
Под руководством А.Д. Швецова были разработаны основные двигатели воздушного охлаждения, применявшиеся на боевых и транспортных самолетах ВВС Красной Армии и гражданского воздушного флота – АШ-62 и АШ-82.
Государственный союзный машиностроительный завод № 172 им. В.М. Молотова (ныне ОАО «Мотовилихинские заводы») – одно из старейших предприятий Урала – в годы Великой Отечественной войны стало одним из основных предприятий СССР по выпуску артиллерийского вооружения.
За годы войны на Мотовилихе изготовлено более 48000 артиллерийских орудий, или каждое 4-е орудие советской артиллерии, действовавшее на фронте. Интересен тот факт, что из этх 48 тыс. орудий большую часть составляют артиллерийские системы, производство которых мотовилихинцам пришлось налаживать уже в ходе войны ускоренными темпами. Именно из мотовилихинских орудий были сделаны первые выстрелы по территории Германии и по Берлину.
Государственный союзный завод № 629 создан в сентябре 1941 г. на основе оборудования эвакуированного Ленинградского электромеханического завода №8 Наркомата электропромышленности СССР, прибывшего в г. Молотов 9 августа 1941 г. и размещенного на промплощадке кондитерской фабрики «Красный Урал» и во временных постройках недостроенного Молотовского завода телефонных аппаратов. Завод пущен в эксплуатацию 1 сентября 1941 г., в годы войны выпускал военно-полевые телефонные аппараты УНА и ТАИ-43 для Красной Армии.
В годы Великой Отечественной войны Молотовский паровозоремонтный завод им. А.А. Шпагина Народного комиссариата путей сообщения (ныне ОАО «Ремпутьмаш») осуществлял ремонт паровозов, необходимых для транспортировки различных грузов, войск и пассажиров по железным дорогам. Кроме того, в 1942 г. силами шпагинцев были построены два бронепоезда типа ОБ-3 – «Котовский» и «Щорс».
В 1972 году в память о тех днях на здании станции Пермь II прикреплена мемориальная доска, посвящённая строителям пермских бронепоездов. Именно отсюда уходили на запад все пермские бронепоезда. Отлита эта доска на заводе имени А. А. Шпагина под руководством мастера В.В. Дубова.
В годы Великой Отечественной войны в связи с оккупацией Донбасса развитие Кизеловского угольного бассейна достигло максимального подъема. Кизеловские горняки в этот период добывали ежегодно до 12 млн. тонн угля.
Фото из личного фонда Новикова Алексея Ивановича (род.1930 г.) – главного рентгенолога Пермской области, ассистента кафедры рентгенологии и радиологии Пермского государственного медицинского института.
Фото из личного фонда Новикова Алексея Ивановича (род.1930 г.) – главного рентгенолога Пермской области, ассистента кафедры рентгенологии и радиологии Пермского государственного медицинского института.
Фото из личного фонда Новикова Алексея Ивановича (род.1930 г.) – главного рентгенолога Пермской области, ассистента кафедры рентгенологии и радиологии Пермского государственного медицинского института.
Фото из личного фонда Новикова Алексея Ивановича (род.1930 г.) – главного рентгенолога Пермской области, ассистента кафедры рентгенологии и радиологии Пермского государственного медицинского института.
Из фотофонда «Архивная коллекция фотодокументов, поступивших от разных лиц».
Из фотофонда «Архивная коллекция фотодокументов, поступивших от разных лиц».
Фото из фонда «Архивная коллекция документов музея школы № 35 Дзержинского района г. Перми».
Фото из личного фонда Новикова Алексея Ивановича (род.1930 г.) – главного рентгенолога Пермской области, ассистента кафедры рентгенологии и радиологии Пермского государственного медицинского института.
Фото из личного фонда Граевского Александра Моисеевича (1920-1973) – директора Пермского книжного издательства.
Фото из личного фонда Печеркина Игоря Александровича (1928-1992) - профессора, доктора геолого-минералогических наук, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.
Фото из личного фонда Новикова Алексея Ивановича (род.1930 г.) – главного рентгенолога Пермской области, ассистента кафедры рентгенологии и радиологии Пермского государственного медицинского института.
В годы войны наш край стал местом, куда постоянно прибывали эвакуированные люди, а также учреждения и предприятия с территорий, захваченных фашистами и находившихся вблизи фронта. В результате в 1,5 – 2 раза увеличилась численность населения г. Молотова.
Всего в восточные районы СССР было эвакуировано 1523 предприятия, из которых Урал принял 667. В Пермскую (Молотовскую) область эвакуировали 124 предприятия.
Фото из фотофонда 51 «ОАО «Велта»
Фото из фонда р-952 (личный фонд краеведа Колпакова Михаила Николаевича)
Фото из фотофонда 51 «ОАО «Велта»
Среди предприятий авиационной промышленности, прибывших в г. Молотов с территорий, временно занятых гитлеровцами, был Харьковский авиационный завод № 135, на котором выпускались легкие бомбардировщики Су-2 известного советского авиаконструктора Павла Осиповича Сухого. Из привезённого с собой задела харьковчане собрали на пермской земле и передали ВВС Красной Армии 52 самолета Су-2. На одном из них начинал свой боевой путь наш земляк дважды Герой Советского Союза Григорий Флегонтович Сивков.
Фото из фотофонда 51 «ОАО «Велта»
Фото из фотофонда 51 «ОАО «Велта»
Советская писательница., уроженка Ростова-на-Дону. Ее первый муж в 1935 г. был репрессирован по обвинению в принадлежности к т.н. «ленинградской оппозиции» и погиб в лагере. Великая Отечественная война застала Панову в городе Пушкине, который в сентябре 1941 г. был оккупирован фашистами. Панову с дочерью отправили на работы в Эстонию, но по дороге им удалось бежать и затем по оккупированной территории добраться до родственников, живших в Полтавской области.
В конце 1943 г., вскоре после освобождения восточной Украины советскими войсками, Вера Федоровна переехала в Молотов. Здесь она работала в местных газетах и на радио. Именно в Молотове были завершены первые крупные произведения Пановой — роман «Евдокия» («Семья Пирожковых», 1944), роман «Спутники» (1946), пьеса «Метелица» («Военнопленные», 1942). В 1946 г. Вера Федоровна уехала в Ленинград, будучи уже известной писательницей. В последующие годы ей трижды присуждалась Сталинская премия.
Советский армянский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Народный артист СССР (1954). Герой Социалистического Труда (1973). Лауреат четырёх Сталинских премий, Ленинской и Государственной премии СССР (1971). Автор музыки Государственного гимна Армянской ССР. Один из крупнейших деятелей музыки XX века.
В годы Великой Отечественной войны жил в Перми, в гостинице «Центральная». Именно здесь Арам Ильич написал свой знаменитый балет «Гаянэ».
Школа в Нижней Курье, в которой в 1941 г. занимались курсанты, эвакуированные из Ленинграда.
Город Молотов в годы войны принял немало жителей Ленинграда, находившегося в блокаде около двух с половиной лет. Эвакуировались в наш город и различные учреждения образования.
Учителя молотовской школы с учениками, эвакуированными из Ленинграда.
Письмо Управления начальных и средних школ Народного комиссариата просвещения в Молотовский педагогический институт о смете на содержание курсов военноослепших, эвакуированных из Ленинграда.
Адрес Ленинградского государственного ордена Ленина Академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова председателю исполнительного комитета Молотовского Совета депутатов трудящихся Шарцу А.П. с автографами всего состава.
Фото из фонда р-1640 (личный фонд Малышева Александра Федоровича, кандидата исторических наук).
Фото из фонда р-1684 «Архивная коллекция документов учителей г. Перми».
Город Молотов в годы войны принял немало жителей Ленинграда, находившегося в блокаде около двух с половиной лет. Эвакуировались в наш город и различные учреждения образования, с учащимися и педагогами. На прикамской земле они возобновляли свою деятельность и работали здесь вплоть до возвращения из эвакуации.
Выдающаяся советская балерина и актриса, в совершенстве владевшая техникой классического танца. Окончила Ленинградское хореографическое училище. В 1928-1953 гг. работала в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова. В 1950-1970 гг. педагог, в 1952-1954 гг. - художественный руководитель Ленинградского хореографического училища. В 1954-1971 гг. - репетитор балета Ленинградского театра оперы и балета.
В годы Великой Отечественной войны находилась с театром и родными в эвакуации в г. Перми (Молотове), жила в гостинице «Центральная». Первая исполнительница партии Нунэ («Гаянэ», 09.12.1942, Пермь, балетмейстер Н. А. Анисимова). Другие выступления в Перми: хореографическая сюита «24-я годовщина Красной Армии» (23.02.1942, балетмейстеры Н. А. Анисимова, А. В. Лопухов, М. М. Михайлов), Белая кошечка («Спящая красавица», 06.11.1943).
В феврале-апреле 1943 г. в составе 6-й бригады артистов Театра им. С. М. Кирова выезжала на фронт (корабли Краснознаменного Балтийского флота, Волховский фронт, Ленинград, Кронштадт). Автор книг «Я – балерина» и «О том, что дорого...», в которых описала и своё пребывание в Перми.
Внес свою лепту в размещение эвакуированных и наш архив. Часть помещений Государственного архива Молотовской области было отдано эвакуированному из Москвы Центральному Государственному архиву Октябрьской революции (ЦГАОР), где хранились документы по истории Октябрьской революции, образованию и развитию Советского государства. Благодаря усилиям, в том числе, пермских архивистов, материалы ЦГАОР были сохранены для потомков.
Советский писатель. В годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом, приезжал в Пермь, навещая семью. В 1942 г. в Перми вышла книга Каверина "Ленинград. Август 1941". Здесь им были написаны две главы романа "Два капитана" – «В госпитале» и «Приговор». Саня Григорьев, по замыслу автора, оказывается в госпитале в тыловом городе Молотов: «…Ранней весной я стал понемногу выходить или, вернее, выползать в госпитальный садик. Впервые увидел я город, в котором провел уже почти полгода, и хотя только одна улица – аллея, засаженная липами, - открылась передо мной, но по ней можно было, кажется, судить и обо всем Молотове… Я был в театре – Ленинградский театр оперы и балета был эвакуирован в Молотов».
Художественная коллекция Русского музея прибыла из Ленинграда в Молотовскую область в 1941 г. Коллекция была размещена частично в Молотове, частично в Соликамске. В обоих городах открылись филиалы Русского музея. После войны все экспонаты вернулись в Ленинград в полной сохранности.
Советский писатель. Окончил юридический факультет Петроградского университета (1922); в том же году начал печататься. Автор сборника рассказов «Попугаево счастье» (1924), повестей «Мещанин Адамейко» (1927), «Полтора хама» (1927), пьес «Чекисты» (1939), «Неистовый Виссарион» (1948). Самое известное произведение Козакова ‒ роман «Девять точек» посвященный периоду 1-й мировой войны 1914‒18 и Февральской революции 1917. Книга, начатая в семейно-бытовом плане, переросла в многоплановое историко-бытовое произведение.
В период Великой Отечественной войны находился в эвакуации, жил в городе Молотове.
В период войны многие жители тыла, в том числе и нашего края, переписывались с бойцами Красной Армии, стараясь морально поддержать их в ходе боев
Подобные сборы подарков происходили постоянно, зачастую предприятия брали на себя шефство над различными воинскими частями, находившимися на передовой.
В годы войны к посевным и прочих сельскохозяйственным мероприятиям как власти, так и рядовые граждане относились как к военным кампаниям – от успеха тружеников села во многом зависела судьба и армии, и страны в целом.
В годы войны семьям бойцов Красной Армии были положены материальная помощь и различные льготы.
Военная подготовка школьников в 1930-40-е гг. являлась неотъемлемой частью системы образования и воспитания. К моменту призыва в армию советский молодой человек, как правило, уже владел некоторыми базовыми навыками.
Из фотофонда «Архивная коллекция фотодокументов, поступивших от разных лиц».
Фото из фотофонда 18 «Редакция газеты «Звезда».
В период Великой Отечественной войны регулярно проводились «социалистические соревнования», служившие повышению производительности труда и качества продукции.
Постоянная нехватка еды, полуголодное существование значительной части людей – одна из печальных примет военного времени. Пытаясь решить эту проблему, местные власти принимали самые различные меры.
Несмотря на войну, спортивная жизнь в тылу не затихала. Регулярно проводились различные соревнования.
День 9 мая 1945 г. стал счастливым днем в жизни советский людей – завершилось почти 4-летнее беспримерное испытание. По всей стране, в том числе в Молотовской области, в этот день проходили торжественные мероприятия.
В годы войны активно работала советская журналистика. В нашем крае основной газетой в ту пору была «Звезда». Она информировала пермяков о ходе боевых действий и о наиболее значимых событиях в тылу.
Родился 10 февраля 1921 года в деревне Мартыново, ныне Кунгурского района Пермской области, в семье крестьянина. Окончил авиационный техникум. С 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил военную авиационную школу лётчиков.
На фронтах Великой Отечественной войны с декабря 1941 года. Летал сначала на лёгком бомбардировщике Су-2, затем - штурмовике Ил-2.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
К марту 1945 года капитан Г. Ф. Сивков совершил 181 боевой вылет. Указом Президиума Верховного СССР от 19 августа 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда". Всего совершил 247 успешных боевых вылетов и уничтожил большое количество танков, бронетранспортеров, полевых и зенитных орудий, железнодорожной техники, а также живой силы противника.
Родился 18 Ноября 1921 года в селе Полозово, ныне Частинского района Пермской области, в семье служащего. окончил 7 классов Свердловской школы № 36. С 1938 года в Красной Армии. В 1939 году Михаил Одинцов окончил Пермскую военную школу пилотов, в 1940 году - Энгельсское военное училище лётчиков.
С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Старший лейтенант М. П. Одинцов совершил 96 боевых вылетов, нанёс большой урон врагу. 4 Февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
К концу войны заместитель командира 155-го Гвардейского штурмового авиационного полка (9-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии майор М. П. Одинцов совершил 215 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил 4 самолёта противника. 27 Июня 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".
Награждён орденами: Ленина (дважды ), Октябрьской революции, Красного Знамени ( пять ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями, иностранными орденами.
Родился 26 октября 1919 года в деревне Вороновы-Отруба ныне Токаревского района Тамбовской области в крестьянской семье. Русский. В 1936 году окончил 7 классов, в 1938 году - рабфак Тамбовского педагогического института, работал сельским учителем.
В Красной Армии с 1939 года. Участник советско-финляндской войны 1939-40 годов. В 1941 году окончил Борисовское военно-инженерное училище. С началом Великой Отечественной войны на фронте. Воевал на Юго-Западном, Степном, 2-м Украинском, 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в боях под Москвой и Сталинградом, в Орловско-Курской, Яссо-Кишиневской, Висло-Одерской и Берлинской операциях.
Заместитель командира 104-го гвардейского отдельного сапёрного батальона (89-я гвардейская стрелковая дивизия, 37-я армия, Степной фронт) гвардии капитан Василий Астафьев особо отличился при форсировании реки Днепр 1-6 октября 1943 года южнее города Кременчуг Полтавской области Украины.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1943 года гвардии капитану Астафьеву Василию Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза.
В ГКБУ «ГАПК» имеется личный фонд Василия Михайловича Астафьева.
Родился 10 марта 1914 года в деревне Михеевка ныне Кудымкарского района Пермского края в семье служащего. Русский. В 1919 году после смерти отца семья переехала в Усолье (с 1940 года и ныне город Пермского края), затем в 1930 году - на постоянное место жительства в посёлок Березники (с 1932 года и ныне город Пермского края). Окончил 9 классов школы в Березниках в 1932 году.
В Красной Армии с ноября 1932 года. В 1936 году окончил Ленинградскую объединённую военную школу связи и был направлен для дальнейшего прохождения службы на Дальний Восток – в Забайкалье.
С июня 1942 года - в действующей армии, помощник начальника 2-го (агентурного) отделения разведывательного отдела штаба 63-й армии, с ноября 1942 - на той же должности в 1-й гвардейской армии, с декабря 1943 года - на той же должности в 3-й гвардейской армии. Участвовал в Сталинградской битве.
С 1943 года - секретный сотрудник 2-го (агентурного) отделения разведывательного отдела штаба Центрального, Белорусского и 1-го Белорусского фронтов. Командир разведывательной группы «Овин» штаба 1-го Белорусского фронта капитан Геннадий Братчиков (позывной «Овод») в марте 1943 года был заброшен в тыл врага для выполнения специальных заданий. Группа обеспечила ценными разведдонесениями советское командование в период подготовки и проведения Курской битвы (5 июля – 23 августа 1943 года), действуя совместно с партизанским соединением Н.Попудренко. В октябре 1943 года группа благополучно вернулась через линию фронта.
С декабря 1943 года - во второй зафронтовой командировке. Первоначально группа действовала в районе городов Гомеля, Барановичей, Волковыска, Слонима, Берёзы, Ружан Белорусской ССР, затем у польских городов Млава, Плоньск, Рыпин.
К октябрю 1944 года разведчики Геннадия Братчикова передали командованию 1-го Белорусского фронта 450 разведывательных донесений, которые в числе других внесли значительный вклад в успех войск Красной Армии в трех крупнейших сражениях Великой Отечественной войны - наступательных операциях «Багратион» (23 июня – 29 августа 1944 года) и Висло-Одерской (12 января - 3 февраля 1945 года). Геннадий Иванович огиб в неравном бою с гитлеровскими карателями 10 декабря 1944 года.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Братчикову Геннадию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза.
В годы Великой Отечественной войны А.И. Крохалёв командовал 73-м скоростным бомбардировочным авиационным полком Военно-воздушных сил Балтийского флота, который в начале войны базировался в Копорье, Пярну и Таллине.
Боевое крещение лётчики получили 25 июня 1941 года. На задание отправились три группы во главе с полковником А.И. Крохалёвым. Маршрут проходил через полуостров Ханко. А.И. Крохалёв хорошо ориентировался в этом районе: ещё до войны ему приходилось бывать здесь и неоднократно совершать полёты.
К вражескому аэродрому бомбардировщики подошли на высоте 4500 метров. Не обнаружить себя раньше времени — вот что занимало сейчас мысли А.И. Крохалёва. Он приглушил моторы и со снижением вывел полк на боевой курс. Увидев ровные, словно на смотру, ряды вражеских самолётов, ведущий подал команду перестроиться.
Двадцать семь бомбардировщиков, вытянувшись в правый пеленг, начали по очереди сыпать бомбы на аэродром. Удар оказался настолько неожиданным для фашистов, что они не успели открыть огонь по бомбардировщикам. Было уничтожено около двадцати самолетов.
В конце сентября 1941 года 73-й скоростной бомбардировочный авиационный полк, понесший большие потери, был отправлен на переформирование и перевооружение пикирующими бомбардировщиками Пе-2. Только в июне 1942 года, освоив программу переучивания и пополнившись, полк возвратился на Ленинградский фронт.
73-м пикировочно-бомбардировочным авиационным полком полковник А.И. Крохалёв командовал до 20 августа 1942 года.
С 1943 года полковник А.И. Крохалёв служил лётчиком-испытателем. После войны продолжал службу в авиации Военно-морского флота.
Родился 20 сентября 1908 года в селе Золотое ныне Красноармейского района Саратовской области в семье служащего. Русский. После смерти родителей, с 9-летнего возраста воспитывался в Саратовском детском доме водников. В 14 лет стал юнгой в Саратовском порту, а когда подрос - плавал матросом на волжских судах.
В мае 1942 года Г.В. Танцоров добровольно уходит в Красную Армию и с июня 1942 года становится разведчиком истребительного противотанкового артиллерийского полка, позднее, окончив в 1943 году Ростовское артиллерийское училище, принимал участие в боевых действиях в составе войск Воронежского и 1-го Украинского фронтов. Был ранен.
Командир батареи САУ 13-й гвардейской танковой бригады (4-й гвардейский танковый корпус, 60-я армия, 1-й Украинский фронт) гвардии младший лейтенант Танцоров Г.В. отличился в боях 6-10 марта 1944 года при освобождении железнодорожной станции Збараж и города Тернополь (Украина): батарея нанесла противнику значительный урон в живой силе и боевой технике.
Григорий Васильевич погиб в бою 10 марта 1944 года. Похоронен в городе Тернополь в парке Славы.
Родился 9 декабря 1914 года в деревне Княжиничи, ныне Гороховецкого района Владимирской области. Учился в городе Вязники. Учёбу в школе успешно сочетал с занятиями в Вязниковком аэроклубе. В 1929 - 1930 годах работал ответственным секретарём райсовета физкультуры. В Красной Армии в 1930 - 1934 годах и с 1941 года. В 1934 году окончил Тамбовскую авиационную школу лётчиков, в этом же году уволен в запас. Работал пилотом Гражданского Воздушного Флота, а с 1938 года лётчиком - испытателем ОКБ-19 и завода № 19 имени И. В. Сталина.
С июля 1941 года Н. Ф. Краснов в действующей армии. К декабрю 1943 года командир эскадрильи 116-го истребительного авиационного полка ( 295-я истребительная авиационная дивизия, 9-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт ) майор Н. Ф. Краснов совершил 279 боевых вылетов, провёл 85 воздушных боёв, в которых лично сбил 31 самолёт противника.
4 февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
29 января 1945 года погиб в воздушном бою. Похоронен в Одессе.
Родился 1 января 1902 года в городе Егорьевск ныне Московской области в семье рабочего. Русский. Жил в посёлке Очер, ныне город Пермского края. Работал мастером в ремесленном училище № 12.
В Красной Армии с 1943 года. В том же году на фронте.
Командир отделения 231-го гвардейского стрелкового полка (75-я гвардейская стрелковая дивизия, 60-я армия, Центральный фронт) парторг роты гвардии сержант Николай Носков одним из первых 25 сентября 1943 года преодолел старицу реки Днепр в районе села Тарасовичи Вышгородского района Киевской области Украины, скрытно зашёл в тыл противника и уничтожил лодки, тем самым содействовал блокированию большой группы гитлеровцев на острове между старицей и новым руслом. В завязавшемся бою гвардии сержант Носков Н.М. уничтожил большое количество гитлеровцев, гранатами подавил пять пулемётных точек. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии сержанту Носкову Николаю Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Родилась 19 декабря 1919 года в городе Глазов ( Удмуртия ) в семье рабочего. Окончила начальную среднюю школу, педагогическое училище. Работала учительницей. С 1940 года училась в Пермском педагогическом институте, работала воспитательницей в детском саду. Окончила школу медсестёр. С июня 1943 года в рядах Красной Армии. В 1944 году окончила Центральную женскую школу снайперов.
С апреля 1944 года в действующей армии. Уничтожила из снайперской винтовки 20 фашистов, оказала помощь многим раненым.
5 июля 1944 года телефонистка батальона 252-го стрелкового полка ( 70-я стрелковая дивизия, 33-я армия, 3-й Белорусский фронт ) ефрейтор Т. Н. Барамзина в бою у деревни Пекалин ( Смолевичский район Минской области ) была захвачена в плен и расстреляна.
24 марта 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоена звания Героя Советского Союза. Награждена орденом Ленина.
Родился 1 февраля 1925 года в деревне Петухов ныне Юсьвинского района Коми-Пермяцкого автономного округа Пермского края в семье крестьянина. Русский. Окончил 5 классов. Работал в колхозе.
В феврале 1943 года был призван в Красную Армию Юсьвинским райвоенкоматом и направлен в военное училище. Был зачислен курсантом в 1-е Ленинградское Краснознаменное военное пехотное училище имени С.М.Кирова, эвакуированное в город Березники (Пермская область). Но закончить учебу не пришлось, летом 1943 года в составе маршевой курсантской роты был направлен на Степной фронт. Воевал стрелком в составе 307-го гвардейского стрелкового полка 110-й гвардейской стрелковой дивизии. Особо отличился в боях при форсировании Днепра и удержании плацдарма на правом берегу.
30 сентября – 15 октября 1943 года в ходе боёв на правом берегу Днепра у села Куцеволовка (Онуфриевский район Кировоградской области) гвардии ефрейтор Утев трижды принимал командование взводом, заменяя выбывавшего из строя командира. 12 октября взвод под его командованием, отражая контратаку гитлеровцев, уничтожил до роты вражеских солдат и не отступил с позиций. При отражении контратак первым вступал в рукопашную схватку, нанёс противнику большой урон в живой силе и огневых средствах, подбил гранатами танк «тигр». За эти бои был представлен к званию Героя Советского Союза.
Высокие награды родину получить было не суждено. В середине октября 1943 года полк, в котором служил ефрейтор Утев, подошел к новому рубежу обороны противника. 22 октября 1943 года в бою у села Ореховка Кировоградской области гвардии ефрейтор Утев гранатами подавил пулеметную точку, но и сам погиб смертью героя. Похоронен в селе Марьевка Онуфриевского района.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии ефрейтору Утеву Егору Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.