Новогодние забавы дореволюционной Перми

Новогодние забавы дореволюционной Перми

Даже двести лет назад, когда по льду замерзшей Камы в город забредали волки и пугали обывателей, пермяки любили зиму. Зима на Руси – традиционное время отдыха от напряженного полевого сезона, время, когда после осеннего бездорожья оживляется торговля, время праздников, и гуляний.

Одной из излюбленных зимних забав являлось катание на санках и коньках. Катались «как с восточного городского увала, так и со Слудки на р. Каму, или во дворах делают для себя подобные катушки из снегу, заморожены посредством поливания водою», – описывал развлечения пермяков в 1804 г. директор мужской гимназии Н.С. Попов.

Сто лет спустя обычай зимних катаний продолжал развиваться. Вот как описывает его пермский летописец Верхоланцев: «Зимой по праздникам происходили катанья пермских граждан по Сибирской улице. Наиболее зажиточные катались на рысаках, запряженных в казанские сани, с медвежьим одеялом. У саней прежде устраивались "запятки", или место для стояния. По словам старожилов, пермские донжуаны и кавалеры, увидев знакомую катающуюся барышню, вскакивали на "запятки", здоровались и разговаривали во время катания, стоя на "запятках". Наговорившись и простившись, они соскакивали и вскакивали к другим. Ездили катающиеся медленно, лошадь за лошадью, чтобы рассмотреть знакомых».

Молодежь проводила время на катках, служивших одним из главных мест общения между полами. В начале ХХ века коньки из развлечения уже перерастали в спорт, однако, для большинства по-прежнему оставались средством досуга.

На зиму приходился и разгар театрального сезона. Театр в Перми тогда находился в самом центре общественной и культурной жизни, несмотря на появление в начале прошлого века первых кинотеатров, стремительно набиравших популярность.

Нужно отметить, что до революции, главным зимним праздником было Рождество. Новый год следовал по старому календарю после Рождества и являлся серединой Святочных праздников. Христианская традиция на «святках» сочеталась с более древними языческими обычаями. Святочные игры и вечеринки продолжались до самого Крещения, иногда и далее. На святках пермская молодежь маскировалась (наряжалась в костюмы), ходила по домам знакомых, а иногда и вовсе незнакомых.

Празднику предшествовал пост, в день накануне рождества – сочельник, ничего не ели до появления в небе первой звезды, в память о звезде, которая возвестила о рождении Христа.

Сочельник начинался с обычая, напоминающего о том, что Иисус был положен в ясли, куда кладут корм овцам. Старший в доме засыпал избу сеном и соломой, что являлось символом благополучия семьи. Сочельник получил свое название от блюда, которое ели в этот ужин –«сочиво» или «кутья». Родители дарили детям подарки, всем родственникам и знакомым посылали рождественские открытки.

В обычае было с самого утра Рождества славить Христа на улицах и площадях. Славильщики ходили по домам и разыгрывали сцены по мотивам Библейских сюжетов. Под звон сотен церковных колоколов начинались праздники в Перми до 1917 г. В новогоднюю и рождественскую ночи никто не спал. Проводились торжественные службы в церквях

С Новым Годом!

А.В. Бушмаков