Государственный архив Пермского края
Термический цех завода им. Сталина ("Пермский моторный завод").

Термический цех завода им. Сталина ("Пермский моторный завод").

Дата : 15 Января 2019

Термический цех завода им. Сталина ("Пермский моторный завод"). Термический цех завода им. Сталина ("Пермский моторный завод").

Термический цех завода им. Сталина ("Пермский моторный завод").

Завод основан в 1931 году как Завод №19, выпускающий продукцию с 1934 г., официально введён в строй в 1936 г. С 1935 г. - имени И. В. Сталина, с 1956 г. - имени Я. М. Свердлова.

Завод основан в 1931 году как Завод №19, выпускающий продукцию с 1934 г., официально введён в строй в 1936 г. С 1935 г. - имени И. В. Сталина, с 1956 г. - имени Я. М. Свердлова, с 1980 г. - ПО "Моторостроитель" им. Я. М. Свердлова, с 1991 г. - ПО "Моторостроитель", ОАО «Пермские моторы» - название присвоено 27 апреля 1996 г. на собрании акционеров.
От первого двигателя М-25 (модифицированный американский мотор, сравнительно с ним усовершенствован) перешёл на выпуск более совершенных М-62, М-63 и др.
Завод сыграл огромную роль в годы Великой Отечественной войны, обеспечивая двигателями боевую авиацию, в частности АШ-80ФН ставился на истребители Лавочкина.
С 1955 г. освоил выпуск реактивных двигателей 2-контурного Д-20П для самолёта Ту-124, Д-25В для вертолётов Ми-6 и др.
В начале 1960-х гг. освоил производство двигателей для ракетно-космической техники (в т. ч. для известной ракеты "Протон"), в связи с чем у Пермских моторов устанавливаются новые и расширяются прежние тесные производственно-технологические связи с ПО "Инкар", Приборостроительным и др., рядом конструкторских бюро, создаётся дочерний Ново-Лядовский агрегатный завод. В итоге Пермские моторы стали ядром пермского авиационного комплекса, одного из важнейших в экономике России.
В 1994 г. выпускались двигатели ПС-90А к самолётам ИЛ-96-300, Ту-204, к военно-транспортному Ту-334, "супердвигатели" Д-30Ф6 для сверхзвуковых МиГ-31, двигатели для вертолетов и др., на их базе созданы газоперекачивающий агрегат для компрессорных станций газопроводов, передвижная электростанция для отдаленных сев. районов и др.; расширяется выпуск мотоблоков для сельского хозяйства, налажен выпуск аппаратов для отопления и горячего водоснабжения усадебной застройки, судов-амфибий на воздушной подушке "Калан" и многое др., в т. ч. в рамках конверсии военного производства. Экспортирует продукцию в десятки стран мира, создает совместные предприятиятия с зарубежными фирмами.
Награждён орденами Ленина (1936, 1970), Красного Знамени (1945), Октябрьской Революции (1984). Выдающуюся роль в становлении Пермских моторов сыграли видные организаторы производства, его директора И. И. Побережский, А. Г. Солдатов, М. И. Субботин. С 1934 г. на заводе работал крупный конструктор авиадвигателей А. Д. Швецов, во главе с которым в 1939 г. создано КБ с опытным заводом, ныне НПО "Авиадвигатель", на его базе действует АО "Пермавиа" проектно-технологическая основа Пермских моторов. Преемником Швецова в 1953-89 гг. был конструктор П. А. Соловьев.
При Пермских моторах сложился большой заводской посёлок, ставший базой Свердловского административного района Перми. Пермские моторы обладают крупным жилфондом, стадионом "Звезда", самыми большими в Перми, медсанчастью, др. многочисленными учреждениями социально-бытовой сферы.

С. Ф. Николаев, М. Н. Степанов. Статья в энциклопедии "Пермский край": http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1803938712

ГАПК. Ф. ф-63. Оп.63п. Д.3.