100 лет Пермской государственной художественной галерее

7 ноября 2022 года Пермская государственная художественная галерея, один из крупнейших музеев страны, отмечает свой вековой юбилей. История галереи началась задолго до своего открытия. В 1902 году председатель совета Пермского научно-промышленного музея, доктор медицины Павел Николаевич Серебренников через столичные газеты обратился ко всем пермякам и учреждениям с призывом внести свою лепту в создание при музее художественного отдела. Первым откликнулся Императорский фарфоровый завод, прислав в Пермь изделия из фарфора и стекла. В том же году Императорская Академия художеств подарила 24 гравюры с картин и портретов русских художников. Свои картины передали в дар музею художники братья Сведомские. Гравюры уроженца Прикамья Андрея Андреевича Пищалкина пожертвовал его племянник.

1.1.jpg

1.2.jpg

Фрагмент каталога художественного отдела музея Уральского общества любителей естествознания и выставки художественных произведений. 1902 г. // ГАПК. Ф. 680. Оп. 1. Д. 272. Л. 1–2.

Летом 1907 года известный русский живописец Василий Петрович Верещагин передал научно-промышленному музею несколько своих картин, а также пейзажей своего брата Петра Петровича. Не остались в стороне и местные художники. 25 декабря 1907 года по их инициативе в художественном отделе открылась большая художественная выставка, на которой были представлены работы уральских художников. Многие из этих работ после закрытия выставки остались в музее.

2.1.jpg

2.2.jpg

Фрагмент каталога художественной выставки картин в Пермском Научно-промышленном музее. 1908 г. // ГАПК. Ф. 680. Оп. 1. Д. 281. Л. 1-2.

В июле 1919 года губернский Военно-революционный комитет поручил сотрудникам Пермского научно-промышленного музея организовать работу по спасению художественных ценностей. Началось выявление и сбор музейных экспонатов при активном участии комиссии по охране старины.

7 ноября 1920 года в музее открылась выставка художественных произведений. Вскоре из Московского государственного музейного фонда в Пермь прибыли работы известных русских художников XIX века, а также произведения старых западных мастеров XVII–XVIII вв.

3. ФФ.7п.Оп.7п.Д.20.jpg

Красноармейцы в Пермской галерее на экскурсии. 1920-е гг. // ГАПК. Ф. ф-7. Оп. 7п. Д. 20.

В марте 1922 года исполнительный комитет Пермского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов принял решение о выделении будущему художественному музею здания архиерейского дома. Больше полугода шла подготовка к открытию музея.

Торжественное открытие Пермского художественного музея состоялось 7 ноября 1922 года в день празднования пятой годовщины Октябрьской революции. Открытие имело огромное значение для всего Урала. В пяти небольших залах была размещена коллекция русской и западноевропейской живописи, графики и фарфора. В день открытия коллекция насчитывала 140 произведений, а через год увеличилась на 2 тысячи единиц хранения.

В первый год работы музей посетило 17 тысяч человек. В первые годы существования вся деятельность сотрудников художественного музея была направлена на собор предметов искусства в Прикамье. Николай Николаевич Серебренников вместе с Александром Константиновичем Сыропятовым обследовали север Прикамья. Кроме того, в экспедиции участвовал выдающийся историк искусства и художник Игорь Эммануилович Грабарь.

4. ФФ.7п.Оп.7п.Д.21.jpg

Группа работников художественной галереи на крыльце здания галереи. 2-й справа в 1-м ряду – председатель горисполкома тов. Овчинников, 3-й слева во 2-м ряду – директор художественной галереи тов. Серебренников. 1926 г. // ГАПК. Ф. ф-7. Оп. 7п. Д. 21.

6. Ф. ф-61.Оп.61п.Д.9175.Художник, дир-р Третьяковки Грабарь в Перми,Пермь,1930е г.jpg

Художник, директор Третьяковской галереи И.Э.Грабарь (в центре) в Перми. 1940-е гг. // ГАПК. Ф. ф-61. Оп. 61п. Д. 9175.

В результате первых экспедиций было найдено 248 деревянных скульптур и большое количество предметов древнерусского искусства. В числе первых находок были такие памятники деревянной культуры XVII века как «Распятие» из Соликамска, «Параскева Пятница» из Ныроба и «Никола Можай» из Покчи.

Весной 1924 года было решено показать пермякам привезенное из экспедиции художественное шитье XVI века, ткани, предметы из кости, металла и деревянные скульптуры.

Первые исследования о Пермской деревянной скульптуре появились в 1928 году. Исследования Серебренникова высоко оценил нарком народного просвещения Анатолий Васильевич Луначарский.

5. ФФ.Оп.61п.Д.06260.Луначарский Н.В. среди работников Пермской худ.галереи,Пермь.jpg

Луначарский А.В. среди работников Пермской художественной галереи. 1920-е гг. // ГАПК. Ф. ф-61. Оп. 61п. Д. 6260.

В 1930-е гг. значительные пополнения в галерею поступили из отделов Наркомпроса и крупнейших художественных музеев страны – Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея. Новые художественные произведения искусства поступали и из разных уголков Прикамья.

В 1932 году экспозиции галереи разместились в здании бывшего кафедрального собора. 9 июня 1936 года Пермский горисполком передал галерею в ведение областного управления по делам искусств.

В 1938 году в стенах галереи проводилась передвижная выставка Третьяковской галереи.

7. Ф.р-176.Оп.5.Д.748.Л.50.jpg

7. Ф.р-176.Оп.5.Д.748.Л.50об.jpg

Постановление Президиума Пермского городского совета рабочих крестьянских и красноармейских депутатов от 9 июня 1936 г. «О передаче Пермской художественной галереи в ведение областного управления по делам искусств». // ГАПК. Ф. р-176. Оп. 5. Д. 748. Л. 50-50 об.

8. Ф. р-176. Оп. 5. Д. 789. Л. 151.jpg

8. Ф. р-176. Оп. 5. Д. 789. Л. 152 об.jpg

Из протокола № 10 заседания Пермского городского совета рабочих крестьянских и красноармейских депутатов об организации передвижной выставки Третьяковской галереи в г. Перми. 11 марта 1938 г.  // ГАПК. Ф. р-176. Оп. 5. Д. 789. Л. 151-151 об.

В годы Великой Отечественной войны галерея была закрыта для посетителей. С осени 1941 года она стала хранилищем эвакуированных ценностей Государственного Русского музея и Третьяковской галереи.

В военные годы в галерее открылась мастерская агитационных плакатов, которую возглавил Николай Николаевич Серебренников, был издан первый каталог коллекций живописи, графики и скульптуры галереи, содержащий сведения о 1400 произведениях 500 художников периода XV–XX вв.

Весной 1944 года в Свердловске и в Перми прошла межобластная художественная выставка «Урал – кузница оружия». Выставка стала своеобразным творческим «отчётом о работе» пермских мастеров и художников всего Урала в военные годы. 

В 1944 году к 100-летию со дня рождения великого русского художника Ильи Ефимовича Репина в галерее была устроена выставка, которую посетило несколько тысяч человек. На выставке было показано более двухсот работ русского мастера, в том числе знаменитое полотно «Бурлаки на Волге». В экспозицию вошла и картина «Выбор царской невесты» из фондов Пермской галереи.

9. ФПИ N5342.Л.85.jpg

Афиша Молотовской областной художественной галереи (сейчас – Пермская государственная художественная галерея) из справочника «Список абонентов Молотовской АТС». 1941 г. г. Молотов. // ГАПК. Ф. печ. изд. № 5342. С.85.

В январе 1945 года распоряжением Совета народных комиссаров РСФСР галерее было присвоено наименование «Пермская государственная художественная галерея», а само учреждение было передано в республиканское подчинение. В октябре того же года решением Молотовского горисполкома галерея распахнула свои двери для посетителей. Впервые открылся отдел прикладного искусства с залами восточного, западного и русского искусства. В нем были выставлены коллекции русского и западноевропейского фарфора, редкие ткани, образцы художественной вышивки, изделия из металла, дерева и других материалов. В дальнейшем были открыты отделы иконы и советского искусства.

10. Ф.р-176.Оп.5.Д.1517.Л.119.jpg

Распоряжение Совета Народных Комиссаров РСФСР № 2920-р от 23 ноября 1944 г. о переводе Молотовской городской художественной галереи в республиканское подчинение. // ГАПК. Ф. р-176. Оп. 5. Д. 1517. Л. 119.

Ф. р-176. Оп. 5. Д. 179. Л. 49.jpg

Ф. р-176. Оп. 5. Д. 179. Л. 50.jpg

Ф. р-176. Оп. 5. Д. 179. Л. 51.jpg

Решение Исполнительного комитета Молотовского городского совета депутатов трудящихся № 572 от 11 октября 1945 г. «Об открытии Молотовской Государственной Художественной галереи». // ГАПК. Ф. р-176. Оп. 5. Д. 179. Л. 49-51.

В истории галереи были и неприятные моменты. Так, в мае 1946 года во время торжественного салюта в День Победы искра попала в здание художественной галереи, и оно загорелось. Огонь быстро заметили, пожар был потушен, пострадал только шпиль здания.

12. Ф. р-176. Оп. 5. Д. 211. Л. 113.jpg

Решение Молотовского горисполкома № 312 от 16 мая 1946 г. «О пожаре здания Молотовской художественной галереи» // ГАПК. Ф. р-176 .Оп. 5. Д. 211. Л. 113.

В 1953 году решением Министерства культуры РСФСР галерея была возвращена в областное подчинение. С середины 1950-х годов одной из главных задач галереи стала широкая популяризация изобразительного искусства, культурно-воспитательная работа среди населения. Сотрудники Пермской областной художественной галереи регулярно выезжали в районы области с передвижными выставками и лекциями.

13. ФФ.Оп.61п.Д.05480.Пермская художественная галерея,Пермь,1960г.jpg

Вид здания Пермской художественной галереи и музея. 1960-е гг. // ГАПК. Ф. ф-61. Оп 61п. Д. 5480.

В 1970–1980-х годах галерея проводила активную выставочную деятельность, в том числе в партнёрстве с пермским отделением Союза художников и столичными музеями. 

14. ФФ.Оп.61п.Д.09528.На вечере Художник и его модель в галерее,Пермь,1981.jpg

На вечере «Художник и его модель» в Пермской художественной галерее. Художник Р. Исмагилов у своей картины «Портрет кинопутешественника М. Заплатина» и герой его картины – заслуженный работник культуры РСФСР М. Заплатин. 1981 г. Фотограф: В.В. Сердитых // ГАПК. Ф. ф-61. Оп. 61п. Д. 9528.

В 1960–1990-е годы научные сотрудники галереи участвовали в экспедициях, в результате которых фонды музея пополнились предметами народного искусства Пермского края: иконами, костюмами, керамикой, ткачеством, росписью по дереву. В конце XX века галерея начала тесно сотрудничать с зарубежными художниками, коллекционерами и искусствоведами.

Сегодня Пермская художественная галерея продолжает традиции Николая Николаевича Серебренникова, объединяя музейщиков Урала в изучении собственных художественных коллекций и культурной жизни края.


В.А. Арестов, главный археограф научно-исследовательского отдела