Рождественские традиции дореволюционной России

В канун Рождества Государственный архив Пермского края вспоминает традиции празднования главного после Пасхи церковного праздника России. О том, как проводили рождественские каникулы в российской глубинке в дореволюционное время, мы узнаем, в частности, из хранящихся в архиве воспоминаний В.А. Игнатьева, составившего в 1960-1968 гг. целый комплекс очерков о своих детских и юношеских годах.

В составе очерков по истории его родного села Русская Теча Шадринского уезда Пермской губернии имеются воспоминания Игратьева о религиозных праздниках, богатые детскими впечатлениями.

В очерках можно найти штрихи к изучению материальной и духовной культуры населения Пермской губернии, культурно-бытовых особенностей её зауральской части, наслоений христианских и языческих традиций, получить возможность ощутить сельскую, народную атмосферу времени конца XIX – начала XX века.

Период времени от Рождественского сочельника до Крещения был наполнен массой переживания от приготовлений к народным празднованиям, занятий и игр детей и взрослых, народных поздравлений и гуляний. Автор указывает на языческие наслоения на христианский праздник, которые еще сохранялись в начале XX века.

Например, сохранялся обычай колядования, когда группа детей накануне праздника посещала сельские дома и исполняла «благопожелательные» приговоры и песни в адрес хозяев дома, за что получала ритуальное угощение. Угощать полагалось пряниками, орехами или «сырчиками» – замороженными творожными колобками, в которые добавляли изюм или сахар. Еще одним обычаем было катание на лошадях по селу и катание на катушках по льду.

Рождество в позднеимперской России, как и сейчас – это, прежде всего, праздник в семейном кругу. Игнатьев пишет: «Вечером вся семья была в сборе. Сидели около стола с угощением. На столе пряники, орехи, конфеты и обязательно сырчики на тарелке горой. Игра в карты: «в «дураки», в «сидоры», «шестьдесят шесть». У входа в дом, под полатями, топится печка, дрова чуть потрескивают в ней. На дворе холод, может быть, вьюга, но ставни закрыты, над столом висит небольшая лампа. На полатях видна седая шевелюра работника Ильи Петровича. Вот и вся картина семейного уюта. Она и бедна, и богата. Бедна она материальным бытием, но богата она семейным, дружным, спокойным теплом».

Напомним, в конце 2017 года Государственный архив Пермского края выпустил первую часть сборника воспоминаний В.А. Игнатьева о Пермской духовной семинарии начала XX века и повседневной жизни города. Выход второй части книги запланирован на март 2018 года.


Смотрите также: Газета Business Class рассказала об интересных фактах из новой книги краевого архива