Пермскому трамваю – 90 лет! (Часть 1)

Ровно 90 лет назад, 7 ноября 1929 г. в Перми была запущена трамвайная сеть. Первой функционирующей трамвайной линией стал маршрут Мотовилиха – ул. Красноуфимская (Куйбышева). Запуск трамвая был приурочен к 12-й годовщине Октябрьской революции.

Ф.716. Оп.3. Д.38.jpg


План города Перми и завода Мотовилихи с пригородами с нанесением проектируемого электрического трамвая 1-й очереди, 1913/14 гг. / ГАПК. Ф.716. Оп.3. Д.38.

Идея создания трамвайной линии в Перми озвучивалась ещё в самом конце XIX в., однако в активную стадию обсуждение этого вопроса Пермской городской думой вступило в 1908-1911 гг. Наконец, в июне 1911 г. было принято решение о запуске трамвая в Перми. Основная часть трамвайной инфраструктуры была спроектирована уже в следующие несколько лет, а здание трамвайного депо было возведено в 1916-1917 г.

К активной реализации проекта пермского трамвая вернулись в 1927 г., а за два года до этого был построен Трамвайный мост через реку Егошиху, использовавшиеся поначалу как пешеходно-гужевой. В 1929 г. были проведены основные работы по прокладке рельс первой линии трамвая. 1930-е гг. – время развития и расширения пермской трамвайной системы. К началу Великой Отечественной войны трамваи Молотова доходили до вокзала Пермь-I, проходных завода им. Калинина, шпалозавода на берегу Мулянки. Часть участков трамвайной системы (как, например, отрезок от Перми-II до шпалозавода и район моста через Егошиху) были однопутными.

ФФ.16п.Оп.16п.Д.333. Трамвай перед мостом 1935 Пермь..jpg

Сход трамвая с рельс. 1935 г. / ГАПК. Ф. ф-16. Оп. 16п. Д. 333.

Однако пермская трамвайная система сталкивалась с некоторыми трудностями. Так, к 1940 г. у Молотовского трамвая были следующие показатели соцсоревнования на фоне показателей по исполнению плана других трамвайных систем РСФСР: по среднесуточному выпуску вагонов на линию – 76,4% (при среднем показателе в 91.9%), по коэффициенту использования – также 76,4% (при среднем показателе в 91,6%). С началом Великой Отечественной войны, несмотря на увеличившееся количество населения города, показатели по пассажиропотоку, числу вагоночасов, эксплуатационной скорости вагонов и пробегу вагонов сильно снизились. Связано это было во многом с тем, что трамвай активно использовался для грузоперевозок и перевозки раненых с вокзалов к госпиталям.

Ф.р-1026.Оп.1.Д.1.Л.17.jpg


Диаграмма пассажиропотока Пермского (Молотовского) трамвая. 1942 г. / ГАПК. Ф. р-1026. Оп. 1. Д. 1. Л. 17.

Ф.р-1026.Оп.1.Д.1.Л.4.jpg


Диаграмма эксплуатационной скорости Пермского (Молотовского) трамвая. 1942 г. / ГАПК. Ф. р-1026. Оп. 1. Д. 1. Л. 4.

Продолжение следует