Государственный архив Пермского края
Пароходство на Каме
Кама по величине стоит на четвертом месте среди рек европейской части России, неудивительно, что она стала важным водным путем. Первые корабли на ней появились задолго до создания пароходов. Так, весь XVIII век и большую часть XIX века судоходство на Каме основывалось на каторжном труде бурлаков, поскольку суда не могли плыть против течения. Бурлаки или лошади тянули при помощи тросов судно, ступая по так называемому «бечевнику». В царской России бечевником называли сухопутную дорогу, отведенную по берегам рек для бечевой тяги судов и плотов. Государственная власть заботилась о поддержании работы бечевников: искусственные бечевники содержались за счет казны, а естественные у кромки берега – были частью земской повинности местных жителей. Преграждать путь бурлакам различными постройками и заборами вдоль бечевника было запрещено.
Поскольку возвращение корабля после отправки груза могло обходиться слишком дорого, многие купцы предпочитали использовать особые судна – «беляны». Этот тип судов строился из необработанных и непокрашенных бревен. Таким образом, получалось два в одном: и строевой лес, который продавали, и перевозка грузов. Среди документов ГАПК есть чертеж беляны, чья длина превышала семьдесят метров.
План «Беляны» – судна из необработанных бревен. ГАПК. Ф.716. Оп.2. Д.1590. Л.1.
Все изменилось с появлением пароходов. Экспериментальные модели пароходов появились еще в XVIII веке, однако первый практически использовавшийся пароход был создан Робертом Фултоном в 1807 году. Первый пароход в России появился в 1815 году – его сконструировал Чарльз Берд. Конструкция Берда предполагала установку паровой машины мощностью в 4 л.с. на обычную баржу-тихвинку. В это же самое время на Пожвинском заводе Всеволода Андреевича Всеволожского, в обстановке скрытности был готов пароход совсем иной конструкции. Его создал талантливый инженер Петр Григорьевич Соболевский считавший, что устанавливать паровую машину на обычные несамоходные судна нецелесообразно. Весной 1816 года были готовы два судна «Искра» и «Пожовка» мощностью по 36 и 6 лошадиных сил. В июле 1817 года они отправились в плавание по Каме и Волге. Всеволжский надеялся получить от правительства привилегию на строительство пароходов, однако предприимчивый Берд сумел опередить его – в октябре 1817 г. Сенат дал Берду исключительное право пользоваться паровыми судами на 10 лет. В итоге Чарльз Берд, не желая конкурировать с Пожвинскими судостроителями подал на них в суд. Это ненадолго замедлило развитие судоходства в России. Но со второй половины XIX века начинается расцвет пароходства.
Пароходы у пристани г. Перми. Справа - строящаяся ж/д линия Пермь - Заимка.1897-1899 гг. ГАПК. ФФ.Оп.29п.Д.029.
В 1841 году на Суксунском заводе под руководством механика Петра Ивановича Тимкина был построен первый в мире пароход с железным корпусом. Он получил название «Никита Демидов» и использовался для сплава чугуна по Каме и Волге. Регулярное пароходное движение на Каме началось с 1846 года, когда было создано “Пермское пароходное общество”. При этом пассажирские пароходы до начала 70-х годов XIX века строились без второй палубы и без крыши, так что сажа и искры из труб летели прямо на пассажиров, прожигая им шляпы и платья.
Век парохода тогда был недолог – всего 10-15 лет, при этом много пароходов терялось во время ледохода, поскольку Кама была мало оборудована стоянками для укрытия судов. Самыми близкими были Курьинский и Заозерский затоны, возле самой Перми затонов не было. Затон – это залив, служащий гаванью для зимующих судов. Как и бечевники, они бывают природные и искусственно созданные. Пермское общество в начале XX века настаивало на строительстве в устье Мулянки большой Мулянской гавани, в которой могли бы укрываться до 100 судов. Проект был детально разработан, но его так и не реализовали.
Вырезка заметки из газеты «Досуги судоходства» о нехватке затона в Перми. 1910 г. ГАПК. Ф.297.Оп.1. Д.1240. Л.8 об.
Всего на Каме в период с 1846 по 1917 гг. существовало примерно 36 различных пароходных компаний, по реке плавали 400-500 пароходов, принадлежавших этим компаниям. Появились целые династии пароходчиков: Каменские, Любимовы, Мешков, Кашина. Конкуренция среди пароходных компаний была нешуточная. В Архиве сохранилось письмо от секретаря МВД губернатора к главному начальнику Почты и Телеграфа с просьбой изменить время прибытия почтово-пассажирских пароходов, принадлежащих братьям Каменским. В Перми переживали, что пароходы Каменских и пароходы Любимовых, отходящие от пристани одновременно в 9 часов утра, начнут гонки, которые могут быть опасны как для пассажиров, так и для самих пароходов.
Письмо главному начальнику Почты и Телеграфов от МВД Пермского губернатора об изменении расписания движения пароходов, от 10 апреля 1893 г. Пермь. ГАПК. Ф.65. Оп.2. Д.125. Л.1-2.
Пристань братьев Каменских г. Пермь. ГАПК. ФФ. Оп.39н. Д.100.
Пароход у пристани братьев Каменских на реке Каме г. Пермь. ФФ.Оп.39н.Д.106.
Камский флот был, по сути, уничтожен во время Гражданской войны. Речь идет о так называемом Лёвшинском пожаре 1919 года. Во время этого пожара погибла большая часть речного флота – 96 судов. О природе пожара историки спорят до сих пор. Советская историография приписывала сожжение флота белогвардейцам как проявление тактики выжженной земли. Так, в конце июня 1919 г. участники белого движения, отступая на восток, ликвидировали базу своего речного флота. Корабли флотилии были разоружены, артиллерия, боезапас, имущество и части паровых машин кораблей были отправлены по железной дороге в Тюмень. Оставшиеся судна были сосредоточены в реке Чусовой, в районе села Лёвшино. Там же в Лёвшино из-за нехватки цистерн осталось значительное количество керосина и смазочных масел, которые были выпущены в Чусовую, чтобы топливо не достались противнику. Впоследствии этот керосин загорелся, что и стало причиной гибели флота. Но кто поджег реку, и было ли это сделано специально, достоверно неизвестно.
Пароходы, вытащенные на берег р. Камы после их затопления отступающими участниками белого движения. ГАПК. ф/ф.61.Оп.61п.Д.110.
Городу потребовалось немало времени на восстановление после разрухи Гражданской войны. Что касается пароходов, то в 1931 году в Перми был основан судостроительный завод «Кама». Уже в 1932 г. он выпустил первое судно – буксирный пароход «Пермский первенец», мощностью в 150 л.с. Всего в довоенные годы было построено 135 буксирных пароходов.
Строительство пароходов на временных стапелях Пермской судоверфи. 1930-е г. Пермь. ГАПК. ФФ.71п. Оп.71п. Д.22. Л.3.
Рабочие во время ремонта колеса парохода.1932г. ГАПК. ФФ. Оп.61п. Д.00364.
Буксирный пароход судозавода «Кама», прибывший из пробного рейса. ГАПК. ФФ.Оп.50п.Д.150.
В годы Второй Мировой войны судозавод сооружал бронекатера, один из которых впоследствии был установлен на постаменте возле завода.
Бронекатера судозавода «Кама». г.Молотов.1943 г. ГАПК. ФФ.71п. Оп.71п. Д.57.
В 1950-х гг. пароходы работали на транспортных линиях Пермь – Москва, Пермь – Астрахань, Пермь – Сарапул и др. Начиная с 1960 года на Каме стали ходить более экономичные, комфортабельные и удобные для пассажиров теплоходы, и дизель-электроходы. Они пришли на замену пароходам на транспортных линиях. А в середине 1970-х на Каме появились суда на подводных крыльях – «Ракеты» и «Метеоры». Время пароходов прошло.
Пароход Вильгельм Пик Камского речного пароходства. 1969 г. ГАПК. ФФ.Оп.18п.Д.131.
Заозерская ремонтно-эксплуатационная база Камского речного пароходства. 1983 г. Пермь. ГАПК. ФФ.Оп.18п.Д.131.
Поскольку возвращение корабля после отправки груза могло обходиться слишком дорого, многие купцы предпочитали использовать особые судна – «беляны». Этот тип судов строился из необработанных и непокрашенных бревен. Таким образом, получалось два в одном: и строевой лес, который продавали, и перевозка грузов. Среди документов ГАПК есть чертеж беляны, чья длина превышала семьдесят метров.
План «Беляны» – судна из необработанных бревен. ГАПК. Ф.716. Оп.2. Д.1590. Л.1.
Все изменилось с появлением пароходов. Экспериментальные модели пароходов появились еще в XVIII веке, однако первый практически использовавшийся пароход был создан Робертом Фултоном в 1807 году. Первый пароход в России появился в 1815 году – его сконструировал Чарльз Берд. Конструкция Берда предполагала установку паровой машины мощностью в 4 л.с. на обычную баржу-тихвинку. В это же самое время на Пожвинском заводе Всеволода Андреевича Всеволожского, в обстановке скрытности был готов пароход совсем иной конструкции. Его создал талантливый инженер Петр Григорьевич Соболевский считавший, что устанавливать паровую машину на обычные несамоходные судна нецелесообразно. Весной 1816 года были готовы два судна «Искра» и «Пожовка» мощностью по 36 и 6 лошадиных сил. В июле 1817 года они отправились в плавание по Каме и Волге. Всеволжский надеялся получить от правительства привилегию на строительство пароходов, однако предприимчивый Берд сумел опередить его – в октябре 1817 г. Сенат дал Берду исключительное право пользоваться паровыми судами на 10 лет. В итоге Чарльз Берд, не желая конкурировать с Пожвинскими судостроителями подал на них в суд. Это ненадолго замедлило развитие судоходства в России. Но со второй половины XIX века начинается расцвет пароходства.
Пароходы у пристани г. Перми. Справа - строящаяся ж/д линия Пермь - Заимка.1897-1899 гг. ГАПК. ФФ.Оп.29п.Д.029.
В 1841 году на Суксунском заводе под руководством механика Петра Ивановича Тимкина был построен первый в мире пароход с железным корпусом. Он получил название «Никита Демидов» и использовался для сплава чугуна по Каме и Волге. Регулярное пароходное движение на Каме началось с 1846 года, когда было создано “Пермское пароходное общество”. При этом пассажирские пароходы до начала 70-х годов XIX века строились без второй палубы и без крыши, так что сажа и искры из труб летели прямо на пассажиров, прожигая им шляпы и платья.
Век парохода тогда был недолог – всего 10-15 лет, при этом много пароходов терялось во время ледохода, поскольку Кама была мало оборудована стоянками для укрытия судов. Самыми близкими были Курьинский и Заозерский затоны, возле самой Перми затонов не было. Затон – это залив, служащий гаванью для зимующих судов. Как и бечевники, они бывают природные и искусственно созданные. Пермское общество в начале XX века настаивало на строительстве в устье Мулянки большой Мулянской гавани, в которой могли бы укрываться до 100 судов. Проект был детально разработан, но его так и не реализовали.
Вырезка заметки из газеты «Досуги судоходства» о нехватке затона в Перми. 1910 г. ГАПК. Ф.297.Оп.1. Д.1240. Л.8 об.
Всего на Каме в период с 1846 по 1917 гг. существовало примерно 36 различных пароходных компаний, по реке плавали 400-500 пароходов, принадлежавших этим компаниям. Появились целые династии пароходчиков: Каменские, Любимовы, Мешков, Кашина. Конкуренция среди пароходных компаний была нешуточная. В Архиве сохранилось письмо от секретаря МВД губернатора к главному начальнику Почты и Телеграфа с просьбой изменить время прибытия почтово-пассажирских пароходов, принадлежащих братьям Каменским. В Перми переживали, что пароходы Каменских и пароходы Любимовых, отходящие от пристани одновременно в 9 часов утра, начнут гонки, которые могут быть опасны как для пассажиров, так и для самих пароходов.
Письмо главному начальнику Почты и Телеграфов от МВД Пермского губернатора об изменении расписания движения пароходов, от 10 апреля 1893 г. Пермь. ГАПК. Ф.65. Оп.2. Д.125. Л.1-2.
Пристань братьев Каменских г. Пермь. ГАПК. ФФ. Оп.39н. Д.100.
Пароход у пристани братьев Каменских на реке Каме г. Пермь. ФФ.Оп.39н.Д.106.
Камский флот был, по сути, уничтожен во время Гражданской войны. Речь идет о так называемом Лёвшинском пожаре 1919 года. Во время этого пожара погибла большая часть речного флота – 96 судов. О природе пожара историки спорят до сих пор. Советская историография приписывала сожжение флота белогвардейцам как проявление тактики выжженной земли. Так, в конце июня 1919 г. участники белого движения, отступая на восток, ликвидировали базу своего речного флота. Корабли флотилии были разоружены, артиллерия, боезапас, имущество и части паровых машин кораблей были отправлены по железной дороге в Тюмень. Оставшиеся судна были сосредоточены в реке Чусовой, в районе села Лёвшино. Там же в Лёвшино из-за нехватки цистерн осталось значительное количество керосина и смазочных масел, которые были выпущены в Чусовую, чтобы топливо не достались противнику. Впоследствии этот керосин загорелся, что и стало причиной гибели флота. Но кто поджег реку, и было ли это сделано специально, достоверно неизвестно.
Пароходы, вытащенные на берег р. Камы после их затопления отступающими участниками белого движения. ГАПК. ф/ф.61.Оп.61п.Д.110.
Городу потребовалось немало времени на восстановление после разрухи Гражданской войны. Что касается пароходов, то в 1931 году в Перми был основан судостроительный завод «Кама». Уже в 1932 г. он выпустил первое судно – буксирный пароход «Пермский первенец», мощностью в 150 л.с. Всего в довоенные годы было построено 135 буксирных пароходов.
Строительство пароходов на временных стапелях Пермской судоверфи. 1930-е г. Пермь. ГАПК. ФФ.71п. Оп.71п. Д.22. Л.3.
Рабочие во время ремонта колеса парохода.1932г. ГАПК. ФФ. Оп.61п. Д.00364.
Буксирный пароход судозавода «Кама», прибывший из пробного рейса. ГАПК. ФФ.Оп.50п.Д.150.
В годы Второй Мировой войны судозавод сооружал бронекатера, один из которых впоследствии был установлен на постаменте возле завода.
Бронекатера судозавода «Кама». г.Молотов.1943 г. ГАПК. ФФ.71п. Оп.71п. Д.57.
В 1950-х гг. пароходы работали на транспортных линиях Пермь – Москва, Пермь – Астрахань, Пермь – Сарапул и др. Начиная с 1960 года на Каме стали ходить более экономичные, комфортабельные и удобные для пассажиров теплоходы, и дизель-электроходы. Они пришли на замену пароходам на транспортных линиях. А в середине 1970-х на Каме появились суда на подводных крыльях – «Ракеты» и «Метеоры». Время пароходов прошло.
Пароход Вильгельм Пик Камского речного пароходства. 1969 г. ГАПК. ФФ.Оп.18п.Д.131.
Заозерская ремонтно-эксплуатационная база Камского речного пароходства. 1983 г. Пермь. ГАПК. ФФ.Оп.18п.Д.131.