Государственный архив Пермского края
«Страсти по архиву»: интервью с директором Краевого архива в журнале «Аэропорт»

24 Января 2016

«Страсти по архиву»: интервью с директором Краевого архива в журнале «Аэропорт»

В журнале «Аэропорт» опубликовано интервью «Страсти по архиву» с директором Государственного архива Пермского края Андреем Борисовым.

СТРАСТИ ПО АРХИВУ



В главный архив Пермского края Андрей Борисов пришел из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; пришел с позиции заведующего кафедрой гуманитарных дисциплин Пермского кампуса, оставив там заметный след, прежде всего, как отец-основатель и первый руководитель направлений «История» и «Политология».

До того была экспертная деятельность в администрации губернатора Пермской области и позже — Пермского края, в региональном министерстве образования и в департаменте образования города Перми. Было системное повышение квалификации, в России и зарубежных университетах (в Великобритании, Германии и Испании); гранты и проекты, научные исследования и публикации, в том числе издание книги «Мультикультурализм: теории и практики»; преподавание в различных университетах страны. С 2001 года Андрей Александрович — член Российской академии политической науки (РАПН) и Ассоциации европейских исследований (АЕВИС) РАН.

Первой, и самой весомой, главой в биографии директора ГАПК остается Пермский государственный университет. Начиная с 1996 года Андрей Борисов преподавал на трех кафедрах историко-политологического факультета и, кроме того, получил опыт организационной и управленческой работы в должности заместителя директора Регионального института непрерывного образования. Восемнадцать лет ученый провел в стенах alma mater, где состоялся старт его научной и профессиональной карьеры. И он с теплотой вспоминает своих учителей, коллег, руководителей.

В сентябре 2014 года Андрей Александрович принял предложение возглавить Государственный архив Пермского края (ГАПК), чем немало удивил коллег. Борисов, говорили в кулуарах, этим поступком погубил свою карьеру. Архив зачастую воспринимается как хранилище древностей, не имеющее, за редким исключением, связи с современной жизнью, динамичной и устремленной в будущее. «Эксперты» поспешно оценивали карьерные риски Борисова. Мало кто учел особенности личности молодого директора: он из тех, кто способен не только улавливать социальные тренды, но и формировать их. Не прошло и года, когда в архивной отрасли страны возникла масштабная и не лишенная страсти дискуссия, причиной которой стал доклад нового директора ГАПК о стратегии развития вверенного ему учреждения.

— Я выступал со стратегией развития на различных архивных мероприятиях всероссийского масштаба, — рассказывает Андрей Александрович. — В них принимали участие не только руководители Федерального архивного агентства, архивисты из регионов, но и гости из смежных отраслей — ученые, представители власти, публика весьма разнообразная и репрезентативная. Интересно, что я получил полную поддержку и одобрение со стороны сильных и динамично развивающихся архивов. И все же у некоторых коллег мои идеи вызвали неоднозначную реакцию.

В отдельных кругах реакция проявилась в довольно-таки «махровом» варианте. Архивисты — непосвященному это трудно понять — образуют некий закрытый клан внутри профессионального сообщества. Наиболее радикальные придерживаются мнения, что даже историкам в архиве не место. Так вот, Андрея Борисова ортодоксально настроенные коллеги стали упрекать в том, что он — историк. Занятно, что прежде сожалели об уходе Борисова в архив именно историки.

После критики со стороны консервативной части архивного сообщества газета «Архивные ведомости» опубликовала статью Андрея Борисова «Архив перед вызовами» с редакционным предисловием в защиту разнообразия мнений. В результате чрезвычайно популярной стала заявленная Борисовым тема трансформации архивной миссии, идея формирования культуры памяти людей, связанная с осознанием прошлого страны. Дискуссия достигла столиц и покатилась по России. Страсти кипят. А Борисов уже заявляет, что архивная отрасль должна развиться в индустрию. Но сначала о сути спора. Директор ГАПК заявил, что традиционное представление об архивной отрасли требует переосмысления, а быть способным переосмысливать, значит чувствовать и уметь анализировать те вызовы, перед лицом которых находится отрасль, и сформулировал четыре таких вызова: openness — usability — existence — security, при этом два крайних — открытость и безопасность — не противоречат друг другу.

— Вызов заключается в том, чтобы совместить обеспечение сохранности с эффективным введением документов в пользовательский оборот, — поясняет Андрей Александрович. — Речь вовсе не идет о тотальном рассекречивании, о незащищенности. По линии юзабилити (удобства пользования) предлагается комплекс мер, начиная с апгрейда научно-справочного аппарата до изменения графика работы читального зала. Отвечая на экзистенциальный запрос людей, который заключается в желании познать себя, свои корни, историю своей земли, архив выходит на формирование культуры памяти о прошлом с использованием инструментов событийного менеджмента. Указанные вызовы меняют целеполагание архивной деятельности. Это влечет за собой и коррекцию в понимании миссии архивов.

Государственный архив Пермского края преодолевает ограниченность режимного объекта и становится актором в общественно-политическом, образовательном, культурном и просветительском поле. Архив анимирует артефакты, помогает пермяку обрести историческую идентичность и деликатно входит в личное пространство подписчика через социальные сети. Ежедневное послание подборки двух-трех снимков «фото дня» из собрания ГАПК — как раз то, что позволяет начать день с ощущения причастности к малой родине. Краевой архив — это универсальная энциклопедия локальной истории, тут есть почти всё, что касается прошлого Пермского края, начиная с XVII века.

Без сомнения; локальная история — самый мощный и деликатный формат патриотического воспитания”.

— Говорят, патриотизм — это любовь к родине. Но слово «любовь» зачастую остается только фигурой речи, если отношение к родине не подкрепляется личной инвестицией. Патриотизм не создается риторикой. Патриотизм это, прежде всего, личный вклад в место, которое лишь благодаря этому вкладу становится своим, родным. Не стоит понимать слово «инвестиция» вульгарно, то есть как вложение денег с расчетом получить дивиденды. Патриотизм вырастает из совокупности позитивных действий человека по отношению к тому месту, где он живет. Родина тогда поселяется у тебя в сердце, когда ты для нее что-то сделал. Я за позитивный патриотизм. Негативный — когда противопоставляют себя другим, обозначают врагов. Патриотизм выстраивается на том, какие ценности несет в себе человек. Ценности проявляются через поведенческие стереотипы. Патриотизм — это позитивная лояльность по отношению к своей стране, людям, ее населяющим. Ты будешь лоялен, когда тебе хорошо, комфортно и когда ты вкладываешься в этот комфорт. Я бы провел аналогию с отношением отца к ребенку. Особая, невыразимая связь возникает между ними, когда отец пеленки поменял, ночь не поспал, бутылочки для него подогрел.

Академическое прошлое Борисова проявляется в том, что он не устает говорить о более плотном взаимодействии архива с университетами, школами, культурными институциями — театрами и библиотеками, продвигает архивную педагогику, во многом созвучную с педагогикой музейной, которая в развитых странах стала неотъемлемой частью воспитания и только начинается в нашей стране. Он понимает значимость сетевого взаимодействия и просчитывает его эффекты.

— Моя мечта — сделать главный архив Пермского края лучшим учреждением России и заметным явлением в международном архивном пространстве, чтобы наш опыт был привлекательным для наших коллег из других регионов страны и других стран. Для этого созданы уже определенные предпосылки. У нас есть интернет-сайт мирового уровня. У нас реализуется беспрецедентный проект «Поколения Пермского края», позволяющий людям осуществлять генеалогические изыскания, не выходя из дома. Мы хотим интеллектуально инвестировать в Пермский край. К архиву большой интерес у наших коллег из-за рубежа. В ближайших планах проведение масштабной международной конференции «Доступные архивы» на площадке ГАПК, к нам планируют приехать коллеги из Германии, Австрии, Бельгии, Нидерландов, Великобритании, Франции, Израиля и Китая. Это также беспрецедентный случай.

Есть у меня мечта и меньшего масштаба, но очень важная для региона. Нам необходимо собрать аудиовизуальный архив, который аккумулировал бы в себе материалы теле— и радиокомпаний. Хотелось бы охватить и театры, — о театрах Андрей Александрович говорит с особенной страстью и подробно, проявляя в этом свою региональную идентичность, — истинный пермяк-театрал, не иначе. — Собрать записи знаковых спектаклей, концертов, репетиционного процесса. Возникает проблема с авторским правом, но все решается при желании. И это еще не все! Также есть идея на сайте архива открыть опцию, с помощью которой люди могли бы самостоятельно в online-режиме формировать свои личные фонды, становясь народными архивистами. Этими интерактивными личными фондами можно управлять: дополнять и расширять разными документами, самостоятельно вводить режим открытости-закрытости материалов. Не секрет, что домашние архивы хранят много уникальной информации и очень часто погибают от неподобающих условий, в которых находятся. Это можно предотвратить. Кстати, о сайтах: нельзя забывать, что они тоже являются историческими документами, и мировая архивная практика уже знает, что такое архив сайтов. Думаю, нам тоже стоит начать создавать медиатеку, в которой хранились бы старые версии сайтов.

Андрей Борисов говорит о будущем, детализируя способы решения поставленных задач. Глобальная дискуссия, начало которой положил директор ГАПК, имеет конечную цель: «Разработать новую концепцию, философию и сформулировать новую миссию архивов, чтобы помочь им не только адаптироваться к стремительным изменениям в сфере обмена информацией, но и сделать архивы способными управлять этими изменениями и направлять их».