"Манифест", положивший начало новой эпохе в истории России

2006 год

"Манифест", положивший начало новой эпохе в истории России

19 февраля 1861 г. император Александр II подписал "Манифест", положивший начало новой эпохе в истории России. Экземпляр этого манифеста сейчас хранится в ГОУ «Государственный архив Пермской области» в фонде Пермского губернского по крестьянским делам присутствия (ГАПО. Ф. 41. Оп.2. Д.1. Л.1-4 об.). 5 марта 1861 года были опубликованы "Положения 19 февраля 1861 года", на основе которых проводилась главная из реформ императора Александра II. Крестьяне становились лично свободными: помещики уже не могли продавать покупать, закладывать и переселять их. Однако помещичья собственность на землю была сохранена, а полученные от помещиков наделы крестьяне были обязаны выкупать. Правительство выплатило помещикам сумму выкупа, которую крестьяне должны были погасить за 49 лет по 6% ежегодно. До выкупа надела крестьяне назывались "временнообязанными" и несли в пользу помещика оброк или барщину. Юридически барщина и оброк были отменены только в 1882-1883 гг., после принятия закона от 28 декабря 1881 года о прекращении временнообязанных отношений крестьян к бывшим помещикам. Взимание выкупных платежей прекратилось только в результате революции 1905-1907 гг.

В Пермской губернии количество помещичьих крестьян было сравнительно невелико (337 тысяч душ обоего пола из более чем 2 млн. населения губернии, государственных – свыше миллиона человек), тем не менее, реформы, так или иначе, затронули подавляющее большинство жителей нашего края. Значительную группу населения на Урале составляли мастеровые: при казенных заводах 136 719 душ обоего пола; при заводах на посессионном праве – 274 583; при заводах на помещичьем праве – 75 383. К 1860 году они составляли наибольшую группу из всех людей находившихся в разных видах крепостной зависимости (59%), затем шли помещичьи крестьяне (39%) и дворовые (2%).

Проведение реформы 1861 г. в Пермской губернии, как и в целом по стране, сопровождалось заметными крестьянскими волнениями. Крестьяне, надеявшиеся на полное освобождение со всей землей, были жестоко обмануты в своих ожиданиях. Правительство не решилось немедленно опубликовать подписанный манифест: прежде того были проведены передислокация войск и другие специальные меры. По личному распоряжению Александра II на места были командированы облеченные чрезвычайными полномочиями лица. В Пермской губернии таким лицом был генерал-майор свиты императора князь Багратион. 11 марта князь Багратион доставил манифест в Пермь, и на другой день в кафедральном соборе при большом стечении народа манифест был объявлен для всеобщего сведения. С особым предписанием губернатора и указом губернского правления, датированным 11 марта, манифест был отправлен во все уезды губернии.

Сразу же после объявления манифеста начались волнения, наиболее сильные из которых произошли в Пермском, Оханском и Соликамском уездах. В Пермском уезде активные волнения были в селах Верхние и Нижние Муллы, Троицко-Сергиевском, Чусовских Городках, Калинском и других; в Оханском уезде – в селах Острожском и Сивинском. Самым крупным из волнений 1861 г. в Пермской губернии было выступление русских крестьян и коми-пермяков в Нердвинском и Иньвенском округах имения графов Строгановых в Соликамском уезде. Сведения о происшедших там событиях имеются в хранящемся в ГАПО деле Пермской палаты уголовного и гражданского суда "О беспорядках в Иньвенском и Нердвинском округах графов и графини Строгановых" (ГАПО. Ф.177. Оп.1. Д.581. Л. 1-923).

В Нердвинском округе крестьяне, по прочтении им манифеста, заявили, что "более работать графу не будут, а занимаемую землю, пашни и покосы никому не дадут". Только с помощью вооруженной силы и при личном участии князя Багратиона и Пермского губернатора Лашкарева волнения крестьян Нердвинского округа были подавлены в конце марта.

В это же время начались волнения в Иньвенском округе, где преобладало коми-пермяцкое население. Крестьяне оказывали упорное сопротивление вотчинному помещичьему правлению, требовавшему выделять работников для весеннего сплава караванов с продукцией заводов и соляных промыслов. Они решительно отказались вносить денежный и хлебный оброк. В ряде сел: Егве, Верх-Иньве, Архангельском, Верх-Юсьве крестьяне начали избивать и смещать помещичьих служащих. К концу марта крестьянским движением были охвачены уже все ведомства округа, в котором числилось мужского населения 17 459 человек. 29-30 марта центром волнений становится центр округа – Кудымкар, куда стали съезжаться крестьяне из других ведомств.

С 31 марта по 2 апреля Кудымкар находился в руках крестьян. Управляющий Гилев, члены правления, окружной лесничий Лобов и другие представители Строгановского окружного правления забаррикадировались по домам и не смели показываться на улице. Прибывший в Кудымкар князь Багратион 4 апреля пытался увещевать крестьян, но не добился успеха. Только после присылки воинской команды из 200 человек при 5 офицерах под командованием майора фон-Тальберга – 7 апреля крестьян заставили сначала дать устное обещание "повиноваться закону", а затем сделать подписи на заранее составленном властями обязательстве об исполнении всех повинностей помещику.

8 апреля майор фон-Тальберг с представителями властей прибыл в село Егву, где собравшиеся на сход крестьяне категорически отказались повиноваться помещику, платить оброк и нести повинности. Фон-Тальберг распорядился стрелять поверх голов, в результате чего двое крестьян получили смертельные ранения, третий был ранен неопасно для жизни и впоследствии выздоровел. 86 человек были переданы суду, часть из них приговорили к наказанию шпицрутенами и каторге. Все убытки и расходы, связанные с подавлением волнений на Иньве превысившие 10 тысяч рублей были взысканы с крестьян и легли на них тяжелым бременем.

Волнения продолжались и в 1862 году, для их подавления властям приходилось использовать силу – казаков Оренбургского казачьего войска. Составление уставных грамот зачастую проходило в ожесточенной борьбе между крестьянами и помещичьей администрацией, стремившейся ограничить передаваемые наделы, заставить крестьян заплатить по максимуму, не только за землю, но и за их освобождение и не желавшей отказываться от бесплатной рабочей силы.

Освобождение крестьян, несмотря на все недостатки и незавершенность преобразований, носивших компромиссный характер, имело для страны огромное значение. Реформа покончила с наиболее грубыми чертами крепостничества, превратила крестьян в полноправных лично свободных граждан, привела к тому, что 9/10 всех пахотных земель в губернии перешли в их руки. В память освобождения на пожертвования крестьян в Перми был построен храм Воскресения Господня, в котором 19 февраля 1886 года была зажжена неугасимая лампада в поминовение души Александра II.

В 1911 году в Пермской губернии, как и во всей Российской империи, широко отмечался 50-летний юбилей освобождения крестьян. Накануне, 18 февраля, во всех церквях служили панихиды по Александру II. На следующий день, в субботу 19 февраля 1911 года епископ пермский и Соликамский Палладий совершил торжественное богослужение в «мемориальной» Воскресенской церкви. Такое же богослужение было совершено и в Пермском кафедральном соборе. В доме губернского земства состоялось торжественное заседание губернского крестьянского присутствия, а в зале земских собраний – такое же собрание уездной земской управы.

Специальной комиссией при Пермской городской управе по празднованию 50-летия освобождения от крепостного права было организовано «народное празднование» в городском театре, включавшее хоровое пение, чтение стихов и докладов на исторические темы и «живые картины». По всей губернии в тот день устраивали крестные ходы к памятникам посвященным освобождению и "царю-освободителю", читались проповеди в церквях. С учащимися школ всех уровней проводились беседы с раздачей брошюр и портретов Александра II и другие подобного рода мероприятия, призванные довести до широких масс значимость этого, безусловно, важнейшего для истории нашей страны события.

А. В. Бушмаков