Василий Никитич Татищев

2006 год

Василий Никитич Татищев

Василий Никитич Татищев родился 19 (29 по нов. стилю) апреля 1686 года в поместье своего отца, Никиты Алексеевича Татищева, в Псковском уезде.

Окончил Московскую артиллерийско-инженерную школу под руководством президента Берг- и мануфактур-коллегии Брюса, где проявил склонность к математике, географии, горному делу.

С 18 лет, с 1704 по 1717 гг., принимал участие в Северной войне со шведами, участвовал во взятии Нарвы (1705 г.) и в Полтавской битве, выполнял различные военно-дипломатические поручения Петра I. Бывая за границей, Татищев закупал большое количество книг по всем областям знаний и привозил их в Россию.

9 марта 1720 г. Петр I дает капитану-поручику артиллерии В.Н. Татищеву указ за подписью членов Берг-коллегии, в котором ему было велено ехать в Сибирь для строительства новых заводов и поиска полезных ископаемых. Осмотрев берега Камы, Татищев нашел место около деревни Егошихи удобным для строительства медеплавильного завода. Хотя Татищев пробыл здесь всего несколько месяцев, его по праву можно назвать родоначальником Егошихинского завода и поселка – предшественника города Перми. Здесь он сделал некоторые распоряжения относительно построек, сам снял план местности и составил проект укреплений при Егошихинском заводе, ездил осматривать рудники. Большое значение Егошихинскому заводу придавало то, что здесь находилось Пермское горное начальство (Берг-амт), заведовавшее казенными Пермскими заводами и многими окрестными частными заводами.

В то время один из старейших заводов на Урале – Невьянский – находился в руках Демидова. Он переманивал к себе лучших мастеров и рабочих с казенных заводов, не платил никаких налогов, самовольно рубил лес. Это не могло понравиться Татищеву, который считал, что у казенных заводов должны быть преимущества перед частными. Должность управляющего Уральскими казенными заводами давала Татищеву право вмешиваться в дела частных заводов, чем он нередко пользовался. Это, в свою очередь вызвало недовольство Демидова, который подал на Татищева жалобу Петру I. Император поручил Вильгельму де Геннину произвести следствие. Несмотря на то, что де Геннин рассудил дело в пользу Татищева, в 1722 г. Василия Никитича отзывают в Москву, вместо него управляющим Уральскими казенными заводами был назначен генерал-майор от артиллерии Вильгельм де Геннин, одобривший почти все проекты Татищева по постройке новых заводов.

В 1724 г. В.Н. Татищев, произведенный в чин полковника от артиллерии, командируется в Швецию для изучения горного дела и приглашения ученых в задуманную Петром I Академию наук. При Екатерине I и в последующее царствование Татищев занимает скромное место члена монетной конторы и выдвигается на политическом поприще при воцарении Анны Иоанновны.

С 1734 по 1737 гг. жизнь Татищева вновь связана с Уралом, он назначается начальником Уральских горных заводов. За время, проведенное Татищевым на Урале в этой должности, им было построено 40 новых заводов (в том числе Висимский медеплавильный, Екатеринбургский, Верх-Исетский, Кушвинский, Мотовилихинский медеплавильный и др.) и намечены места для строительства еще 36 заводов, построенных позднее. Открытые Татищевым при заводах словесные и арифметические школы были основными поставщиками кадров для горнозаводской промышленности Западного Урала. В этих школах обучали горному и заводскому делу, механике, латинскому и немецкому языкам. Лучших учеников Татищев отправлял для обучения в Академию наук.

Огромной заслугой Татищева была проделанная им работа по поиску месторождений полезных ископаемых. В Екатеринбурге он создал единый центр управления горнозаводской промышленностью на территории Прикамья, Урала, Сибири до горного Алтая. В.Н. Татищев первым на Урале составил инструкцию по охране лесов и требовал ее неукоснительного исполнения. Он первым в начале XVIII века объяснил карстовые явления, указал на происхождение каменного угля из древесных пород, пояснил на примере Кунгурской ледяной пещеры деятельность подземных вод. К сожалению, его научные труды по горнозаводскому делу, метеорологии, геологии не сохранились. Татищев собрал большую коллекцию минералов, окаменелостей, растений, скелетов животных и рыб, положив начало созданию музеев при Академии наук.

Несмотря на желание Татищева жить в мире с частными владельцами заводов, в Петербург вновь пошли жалобы на него от главных заводчиков – Строгановых и Демидова. Строгановы жаловались, что Татищев заставляет прокладывать дорогу, в которой нет никакой надобности, потому что «летом ездят водою, а зимой – по льду». Демидов жаловался, что Татищев берет у него даром материал для казенных построек, берет на казенные заводы его мастеров и рабочих. Сам Татищев считал, что причиной его отставки с должности начальника Уральских горных заводов, было желание Бирона завладеть доходом, которые казна получала от Горных заводов. Бирон уничтожил Берг-коллегию и предоставил барону Шембергу полную власть над всеми горными делами. Вследствие этого положение Татищева стало еще более шатким, учитывая его натянутые отношения с Никитой Демидовым и Строгановыми.

В 1737 г. Татищев в чине тайного советника переведен в Оренбургскую экспедицию для устройства Башкирского края. В 1740 г. он по указу Бирона был арестован, заключен в Петропавловскую крепость и приговорен к лишению чинов. Его обвиняли в «нападках и взятках», неисполнительности и т.п. В этот тяжелый для него период Татищев пишет свое «Предсмертное увещание сыну». Но приговор не привели в исполнение, так как был арестован Бирон. Падение Бирона вновь выдвинуло Татищева – он назначается в Царицын, управлять Астраханской губернией.

С 1741 по 1745 гг. В.Н. Татищев был Астраханским губернатором. Вот как отзывались о нем современники, знавшие Василия Никитича в этот период его жизни: «Он говорил по-немецки, имел большую библиотеку отличнейших книг, и был в философии, математике, а особенно в истории весьма сведущ. Российскую историю он писал в очень большой книге, которая по его кончине досталась Ивану Черкасову, который передал ее Ломоносову. Татищев жил совершенным философом и имел особенный образ мыслей. Он был очень худ и нездоров, но в делах был весьма основателен и решителен, умел каждому дать полезный совет и помощь, а особенно купечеству, которое он в том крае восстановил».

На протяжении всей своей жизни, в какой бы должности он ни работал, Татищев не переставал собирать материалы по русской истории. Он постоянно заботился о развитии школ, распространении научных знаний в России, очищении родного языка. Татищев не любил обилия иностранных слов, вошедших в русский язык; он никак не хотел называть новый горный город Екатеринбургом, и всегда подписывал на своих письмах и донесениях «из Екатерининска».

Граф Брюс, под руководством которого служил Татищев, занимался составлением русской географии; сначала Василий Никитич только помогал Брюсу в этом деле, а потом (в 1719 г.) Петр I поручил ему сочинить «обстоятельную географию с ландкартами». Начав разбираться в этом вопросе, Татищев понял, что «без полной и верной истории нельзя успеть в составлении полной и верной географии – и вот он начинает заниматься русской историей, собирает летописи, делает выписки из немецких и польских исторических книг, потому что сам знает эти два языка; из книг же, написанных на языках ему неизвестных, заставляет переводить все относящееся к России». Татищев говорил, что причиной, побудившей его написать столь объемный труд, было «… желание воздать должное благодарение вечной славы и памяти достойному государю, его императорскому величеству Петру Великому за его высокую ко мне показанную милость, яко же ко славе и чести моего любезного отечества».

Он создал «Историю Российскую» – обобщающий труд по отечественной истории, написанный на основе многочисленных русских и иностранных источников, подготовил первую русскую публикацию исторических источников, введя в научный оборот тексты Русской правды и Судебника 1550 г. с подробными комментариями, положил начало развитию в России этнографии, источниковедения. Кроме того, Татищев составил первый русский энциклопедический словарь, занимался составлением географических карт. Некоторые его сочинения – «Лексикон сарматских, эстляндских и финских слов», «Жизнеописания царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича», «Перевод Кирхеровой хронологии татар и калмыков» не сохранились.

Последние 5 лет жизни В.Н. Татищев провел в своем подмосковном селе. Умер он 15 июля 1750 г.

В.Н. Татищев был, безусловно, весьма разносторонней и яркой личностью. Константин Николаевич Бестужев-Рюмин – юрист, историк, профессор Петербургского университета, организатор высших Бестужевских курсов 1878-1882 гг. высоко оценивал В.Н. Татищева как историка: «Пушкин назвал Ломоносова первым русским университетом; название это в значительной степени может быть применено и к первоначальнику русской исторической науки – Татищеву».

Профессор Казанского университета Д.А. Корсаков характеризует Татищева следующим образом: «Практичность во всем, и в делах и в воззрениях, полное отсутствие идеализма, мечтательности и глубокое понимание сущности вещей, находчивость, умение всегда ко всему приноровиться, необыкновенно здравое и меткое суждение обо всем и тонкая здравая логика – вот отличительные черты интеллектуального и нравственного образа Татищева… Будучи одушевляем высокими стремлениями общественного служения и умственного подвига на благо ближнему Татищев на практике, в жизни заявил себя самодурством и лихоимством. Достоинства Татищева составляют отличительные черты русского человека вообще; недостатки являются характеристическими чертами времени, в которое жил и действовал Татищев».

Источники:
Предсмертное увещание В.Н. Татищева сыну. СПб., 1886. / ФПИ № 257
Литература:
В.Н. Берх. Жизнеописание тайного советника Василия Никитича Татищева. / Горный журнал. – СПб. – 1828. – № 1.
С.М. Соловьев. История России с древнейших времен. Т. 19-20. М., 1963. / ФПИ № 12601
Татищев Василий Никитич, государственный деятель, историк. Ф. р-790. Оп. 1. Д. 3679.
Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза, И.А. Ефрона, Спб, 1901 / ФПИ № 692

И.И. Акафьева