Аркадий Швецов

2007 год

Аркадий Швецов

А.Д. Швецов родился в 1892 году в пос. Нижнесергинского завода Красноуфимского уезда Пермской губернии, в семье заводского учителя. В семье Швецовых было семеро детей, все они получили домашнее образование. Особым прилежанием в учении выделялся Аркадий. Он очень рано пристрастился к чтению. После одиннадцати лет учительства на заводах глава семейства Швецовых, Дмитрий Степанович, переехал с семьей в Пермь, поскольку подошло время отдавать в учение старших детей.

Летом 1901 г. Аркадий Швецов был зачислен в приготовительный класс Пермского Алексеевского реального училища. 5 июня 1908 г. ему был выдан аттестат о среднем образовании. В Государственном архиве Пермской области хранится дело канцелярии Пермского Алексеевского реального училища о производстве испытаний учеников 6-го класса в 1908 г. Аркадий Швецов обнаружил следующие успехи в предметах реального курса: поведение – 5, Закон Божий – 4, русский язык – 3, немецкий язык – 3, французский язык – 5, география – 3, история – 3, математика – 3, естественная история – 4, физика – 4, рисование – 4, черчение – 4, прилежание – 3, внимание – 4, пропущенных уроков – 74.

Летом 1909 г. Аркадий приехал в Москву и поступил на механическое отделение Высшего технического училища, уже тогда имевшего славу замечательной школы русских механиков. В конце 1911 г. умер Дмитрий Степанович, отец Швецова, и Аркадий предложил матери с младшими детьми переехать в Москву. Он взял на себя материальные заботы о семье: днем работал чертежником на заводе, корректором в типографии, а вечера просиживал над учебниками. И все же денег не хватало. Швецову пришлось на время оставить учебу. В это время у него зародился страстный интерес ко всему, что связано с авиацией. Он поступил на завод «Динамо» токарем, где раскрылся как конструктор станочных приспособлений. В начале 1917 г. руководство завода предложило ему место техника-конструктора.

В Москве Аркадий Дмитриевич обрел личное счастье: он женился, в 1914 г. родился сын Владимир.

Швецов безоговорочно принял Октябрьскую революцию, а его мать, Евдокия Моисеевна, даже вступила в партию большевиков. Весной 1918 г. Евдокия Моисеевна встретилась с Надеждой Константиновной Крупской и по ее рекомендации была принята на работу в редакцию нового журнала для домохозяек.

Аркадий Дмитриевич тем временем вновь взялся за учение. Не оставляя работу на заводе, он изучал курс Высшего технического училища и в 1921 г. получил диплом инженера по двигателям внутреннего сгорания. Швецову исполнилось тридцать лет, когда ему предложили возглавить техническое бюро на авиационном заводе «Мотор». Это было началом того, что стало делом всей его жизни.

В 1922 г. Швецов приступает к работе по созданию русского авиационного мотора. Еще через год он возглавил технический отдел завода «Мотор» и закончил работу по созданию М-8-РАМ. Но Аркадий Дмитриевич видел, что будущее за моторами с воздушным охлаждением. Мысль о новом двигателе, который отвечал бы перспективным инженерным принципам, возникала еще во время работы над РАМом (русским авиационным мотором).

11 февраля 1924 г. А.Д. Швецова назначили главным инженером авиазавода «Мотор». В 1926 г. конструкторской группе под руководством Швецова удалось создать пятицилиндровый звездообразный двигатель с воздушным охлаждением, который стал первым серийным авиамотором отечественной конструкции. Стосильный мотор был удивительно прочным, хотя отличался компактностью и весил всего полтораста килограммов. Этот двигатель Швецова получил марку М-11 и был установлен на самолетах По-2 (У-2), АИР-6, Ут-2, Як-18 и др. Впоследствии было выпущено несколько модификаций мотора: М-11А, М-11Б, М-11В, М-11Г и др. Швецов получил известность как талантливый конструктор авиамоторов с воздушным охлаждением. В 1927 г. выпущенный под руководством Швецова двигатель М-22 привлек внимание авиаконструктора А.Н. Туполева. Был построен опытный истребитель АНТ-5, который поступил в серийное производство.

В 1931 г. и в 1933 г. Швецов с группой специалистов авиапрома был командирован в Соединенные Штаты Америки для ознакомления с опытом авиационных фирм. После возвращения Аркадия Дмитриевича в 1934 г. правительство приняло решение направить его главным конструктором на новый моторостроительный завод в г. Пермь. В июле 1935 г. первый пермский мотор М-25 отлично выдержал государственные испытания. Этот двигатель был установлен на истребителе И-15, созданном авиаконструктором Н.Н. Поликарповым. Его с полным правом называли одним из лучших истребителей в мире. Это было подтверждено на международной авиационной выставке, которая проходила в 1935 г. в Италии.

В 1939 г. в советской авиации был широко распространен швецовский девятицилиндровый двигатель М-63. Но он никак не мог сравниться с новым мотором АШ-82, который по мощности значительно превосходил однотипный американский «Райт-Циклон».

В августе 1939 г. жена Аркадия Дмитриевича трагически погибла в железнодорожной катастрофе. Несмотря на личную драму, Швецов как руководитель опытно-конструкторского бюро в преддверии возможной войны с фашистской Германией стремился форсировать работу над АШ-82, поскольку понимал, что предстоящая война станет гигантской схваткой моторов.

Осенью 1940 г. за большой научно-технический вклад, внесенный в создание авиадвигателей, Высшая аттестационная комиссия присудила Швецову без защиты диссертации ученую степень доктора технических наук. Сын Аркадия Дмитриевича, Владимир, пошел по стопам отца – в это же время он закончил моторостроительный факультет авиационного института и получил диплом инженера.

В мае 1941 г. двигатель АШ-82 прошел государственные испытания и был запущен в серийное производство. Этот мотор принес конструкторскому бюро Швецова всесоюзную славу. Многие самолеты с двигателями Швецова сражались на фронте: высокоманевренный истребитель И-15, прославившийся еще на Халхин-Голе, бомбардировщики Ту-2 и Пе-8. В 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся достижения в области авиационного моторостроения А.Д. Швецову присвоено звание Героя Социалистического Труда и присуждена Государственная премия первой степени.

В 1940-е годы Швецовым был разработан целый ряд поршневых двигателей воздушного охлаждения семейства АШ, мощность которых последовательно возрастала: АШ-62ИР, установленный на самолетах Ли-2, Ан-2; АШ-82, АШ-82ФН для истребителей Ла-5 и Ла-7, бомбардировщиков Ту-2, Пе-8, пассажирских самолетов Ил-12, Ил-14.

В 1946 г. Аркадий Дмитриевич был выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР по Кунгурскому избирательному округу. В 1950 г. он во второй раз был избран депутатом Верховного Совета СССР.

Люди обращались к депутату А.Д. Швецову со своими проблемами и бедами: были просьбы об оказании материальной помощи, о лечении, о выделении бензина, транспорта, мотоколясок для инвалидов. Швецов старался помочь всем. В Государственном архиве Пермской области имеется личный фонд А.Д. Швецова, который содержит документы, освещающие его депутатскую деятельность – письма Аркадию Дмитриевичу от граждан, переписка Швецова с Молотовским облисполкомом и другими организациями по вопросам депутатской деятельности.

В январе 1952 г. Аркадий Дмитриевич был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Помимо этой награды, список орденов А.Д. Швецова включает в себя пять орденов Ленина, орден Кутузова первой степени и Суворова второй степени, четыре Государственные премии (1942, 1943, 1946, 1948 гг.) и еще четыре медали.

Огромные нагрузки и колоссальное напряжение не могли не сказаться на здоровье конструктора, и 19 марта 1953 г. сердце А.Д. Швецова остановилось. Его именем в г. Перми названа улица и авиационный техникум, расположенный в здании бывшего Алексеевского реального училища, которое окончил А.Д. Швецов.