Декабрь 1905 года в Мотовилихе

2008 год

Декабрь 1905 года в Мотовилихе

События 12-13 декабря 1905 года в Мотовилихе в советской литературе было принято называть «вооруженным восстанием рабочих». Начиная с первых публикаций середины 1930-х годов подчеркивалась многочисленность восставших и кровавый характер декабрьских событий в Мотовилихе. Так в художественной по форме книге Н. Лещинского, изданной в 1926 году, а позднее переиздававшейся в 1930-м Уральским истпартом, описываются толпы вооруженных рабочих и дружинников, вступившие в бой с казаками на станции Мотовилиха 12 декабря, перестрелка с пехотой и казаками на той же станции на следующий день, мечущиеся «под градом сыпавшихся пуль» и падающие убитыми и ранеными казаки и солдаты, кровавый штурм чердака орудийного цеха № 1 и сопротивляющиеся до самой ночи баррикады1. В дальнейшем, как в популярной, так и в научной литературе утвердилась трактовка декабрьских событий в Мотовилихе как вооруженного восстания – крупнейшего выступления пролетариата Урала2. В серьезных научных статьях со ссылками на архивные источники описываются «жаркие схватки» на баррикадах и «героическое сопротивление дружинников» казакам и солдатам, «сломленное» только поздним вечером.3.

Однако эта трактовка событий декабря 1905 года, как восстания пролетариата, не находит подтверждения при внимательном изучении официальных документов того времени из фондов прокурора Пермского окружного суда, губернского жандармского отделения и канцелярии Пермского губернатора, хранящихся в фондах ГОУ «Государственный архив Пермской области», в том числе и опубликованных в советское время и широко использовавшихся исследователями4.

Прежде всего, следует отметить бескровный характер событий первого дня – 12 декабря, когда толпа рабочих разобрала железнодорожный путь и остановила поезд, идущий в Екатеринбург. В связи с объявленной Всероссийской забастовкой, к которой 9 декабря присоединилась Мотовилиха, проход поезда был воспринят как предательство, – в период забастовки поезда ходить были не должны. Для восстановления порядка из Перми была вызвана полусотня казаков и пехота. Несмотря на то, что из толпы рабочих раздалось несколько револьверных выстрелов, казакам удалось рассеять ее без применения оружия. Жертв ни с той, ни с другой стороны в тот день не было.

События 13 декабря первоначально разворачивались по тому же сценарию, что и накануне: для обеспечения свободного прохода поезда из Перми в Мотовилиху были посланы казаки и рота солдат. На этот раз поезд прошел спокойно, но при возвращении в город через поселок Мотовилихинского завода казаки и пехота были обстреляны боевиками. Несмотря на то, что накануне в Мотовилихе сооружали баррикады, собственно баррикадных боев 13 декабря не было: боевики обстреливали солдат и казаков из укрытий, а при их приближении сразу же убегали. В Мотовилиху были направлены дополнительные войска, и перестрелка продолжалась до наступления темноты. В течение дня было задержано всего три человека, ближе к ночи солдатам удалось окружить группу из тридцати дружинников, засевших на чердаке орудийного цеха № 1. Всех их удалось захватить, но оружие боевики успели разбросать. Большая часть задержанных оказалась молодыми людьми, еще не достигшими 17 летнего возраста (двум самым младшим было всего 14 лет) и была отпущена сразу после допроса 16 декабря5.

Потери правительственных войск в ходе событий 12-13 декабря составили два раненых казака. Также была легко ранена лошадь. Потери среди восставших по официальным данным составили четыре убитых и 26 раненых. В это число, вероятно, не попали легко раненные и избитые нагайками, – не все были выявлены, часть успела скрыться. Пострадало также несколько человек случайных прохожих, в том числе была убита одна женщина6.

Можно с большой долей уверенности предположить, что, как и при разгоне собрания рабочих 10 июля 1905 года, часть пострадавших, записанных в «бунтовщики» была представлена рабочими, не принимавшими и не собиравшимися принимать участие в перестрелках с войсками. Дело в том, что 13 декабря, так же, как и в предыдущие дни, рабочие Мотовилихи собрались на митинг на территории завода. Они были не вооружены, за исключением небольшой группы («десятка») юных революционеров, устроивших перестрелку с казаками. В ходе столкновения с казаками и последующего разгона митинга применялось огнестрельное оружие, и случайные жертвы были практически неизбежны.

Характерно, что состоявшееся одновременно с началом забастовки 11 декабря 1905 года объединенное собрание рабочих и сельских жителей Мотовилихинской волости в своем приговоре продемонстрировало большую умеренность, несмотря на то, что позволило себе рассматривать и чисто политические вопросы, чего еще год назад просто невозможно было себе представить. Лейтмотив этого документа – успокоение России, «истерзанной как неудачной войной, так и внутренними раздорами, которым не видно конца». Собрание постановило «послать телеграмму Государю Императору…, прося Его Императорское Величество для успокоения страны немедленно созвать Государственную думу на началах прямого, всеобщего, равного и тайного голосования для выработки основных законов, которые успокоили бы страну», о чем предлагалось сообщить губернскому земскому собранию7.

Очевидно, что участие мотовилихинских рабочих в перестрелках революционеров с войсками 13 декабря 1905 года не было сколько-нибудь массовым. Об этом свидетельствуют как минимальные цифры потерь правительственных войск, так и немногочисленные потери «восставших». Если хотя бы десятая часть рабочих Мотовилихи взялась в тот день за оружие и действительно вышла на баррикады, количество жертв было бы неизмеримо больше. В перестрелках с войсками 13 декабря участвовали только немногочисленные мотовилихинские революционеры, – в основном радикально настроенные молодые люди. Большая часть из 10 тысяч рабочих бастовавшей Мотовилихи в тот день либо отсиживалась по домам, либо была на митинге, проходившем на территории завода, и сражаться с правительственными войсками не собиралась.

Свидетельства официальных документов находят подтверждение и в воспоминаниях А.Л. Борчанинова, одного их организаторов и участников декабрьского выступления революционеров. В них говорится, что Мотовилихинская боевая дружина насчитывала всего 38 человек, разбитых на 4 десятка. Даже эти немногочисленные боевики были вооружены в основном револьверами и пистолетами гражданского образца, винтовок было всего несколько штук. Отряд Борчанинова два раза обстрелял казаков, один из выстрелов был результативен – казак упал вместе с лошадью. Борчанинов упоминает о двух других известных ему боевых столкновениях, произошедших 13 декабря – нападении на казаков «эсеровского» десятка, избитого нагайками, и перестрелке с десятком, охранявшим митинг на заводе – там ранили второго казака (по Борчанинову казака убили). Эти данные полностью совпадают с теми, что приводят официальные документы, за исключением эпизода с захватом группы юношей на чердаке орудийной фабрики № 1, о котором Борчанинов не упоминает вовсе8.

Подтверждением мирного характера декабрьского выступления рабочих Мотовилихи является и вышедшая 24 декабря 1905 года прокламация Пермского комитета РСДРП «К мотовилихинским рабочим», в которой подводятся итоги декабрьских событий: ни слова не говорится о вооруженном восстании – речь идет исключительно о забастовке. Более того, правительство в прокламации обвиняется в том, что «без предупреждения, изменнически расстреливает мирные собрания»9.

В документах Государственного архива Пермской области имеются свидетельства того, что к декабрю 1905 года значительная часть рабочих уже устала от забастовок, подорвавших семейный бюджет значительной части населения Мотовилихи. Последние исследования по истории рабочего движения в России10 показывают, что значительная часть рабочих, даже в 1905 году продолжала придерживаться монархических взглядов, а их отношение к государственному устройству, гражданской и политической свободе, властям, религии и церкви было в гораздо более консервативным, чем представлялось в литературе советского времени. Эта ситуация была характерна и для Мотовилихи, где, несмотря на активную деятельность революционеров, значительная часть рабочих достаточно равнодушно относилась к радикальным идеям и программам революционных партий, стремясь, прежде всего, к улучшению собственного экономического положения. Пролетариат Мотовилихи был неоднороден, многие выступали против забастовок и стремились не обострять конфликты с начальством. Уже летом властям стали поступать обращения с обещаниями прекратить забастовку и выйти на работу без каких-либо условий, если будет гарантия безопасности от террора со стороны революционеров. После объявления манифеста 17 октября такие настроения снова усилились11.

Изучение архивных документов столетней давности дает основание заявить, что так называемое декабрьское вооруженное восстание в Мотовилихе, в значительной степени является мифом, сложившимся в советской краеведческой литературе и под влиянием идеологических причин воспринятым историками-профессионалами. Волнения мотовилихинских рабочих осенью 1905 года, безусловно, имели место, более того, носили явный политический характер, однако выразились они в забастовках, митингах и других мирных формах борьбы. Вооруженное же выступление группы из нескольких десятков молодых революционеров носило ограниченный характер, и, несмотря на то, что оно всерьез напугало местные власти, считать его «восстанием мотовилихинских рабочих», на наш взгляд, нет серьезных оснований.

Фактом является то, что в движении рабочих Мотовилихинского завода в 1905 году заметную роль сыграли революционеры, однако не следует переоценивать влияние, которое они оказывали на основную массу рабочих. К сожалению, в настоящее время мы располагаем весьма ограниченным кругом надежных источников, чтобы выяснить насколько большим в действительности было влияние на рабочих местных революционных организаций. Однако уже сейчас вполне ясным видится, что оно было слишком мало, чтобы поднять рабочих на вооруженное восстание.


1 Лещинский Н. Мотовилиха. Историческая повесть 1905 года. – Свердловск-Москва, 1930. – С. 68-72.

2Селиванова Г.И., Попов Н.Н. Историография военно-боевой работы большевиков Урала в годы первой русской революции // Боевая и военная деятельность большевистских организаций Урала. – Свердловск, 1983. – С. 7.

3Рушанин В.Я. Деятельность Уральских большевиков по вовлечению молодежи в вооруженную борьбу против царизма // Боевая и военная деятельность большевистских организаций Урала. – Свердловск, 1983. – С. 40-41.

4Революция 1905-1907 гг. в Прикамье. Документы и материалы. – Молотов, 1955. – С.191-193.

5ГАПО. Ф.142. Оп.2. Д.121. Л.10-10 об.

6Там же. Л.27-28.

7Революция 1905-1907 гг. в Прикамье. Документы и материалы. – Молотов, 1955. – С.173-174.

8ГОПАПО. Ф.90. Оп.2. Д.Б-36г.

9ГАПО. Ф. 160. Оп.2. Д.5. Л.22.

10См. напр. Кирьянов Ю.И. Рабочие в России на рубеже XIX - XX веков // Отечественная история. - М., 1997. - N 4. - С. 40-53.

11ГАПО. Ф.160. Оп.1. Д.50. Л.18.