Государственный архив Пермского края
ОАО "Мотовилихинские заводы" (Пермский машиностроительный завод им. В.И. Ленина)

ОАО "Мотовилихинские заводы" (Пермский машиностроительный завод им. В.И. Ленина)

Дата : 4 Апреля 2018

ОАО "Мотовилихинские заводы" (Пермский машиностроительный завод им. В.И. Ленина) ОАО "Мотовилихинские заводы" (Пермский машиностроительный завод им. В.И. Ленина)

ОАО "Мотовилихинские заводы" (Пермский машиностроительный завод им. В.И. Ленина)

С начала 1920-х гг. название завода неоднократно мненялось: "Мотовилихинский машиностроительный завод", "Машиностроительный завод имени В.М. Молотова", "Завод № 172", "Предприятие п/я 210", "Пермский машзавод им. В.И. Ленина".

АО "Мотовилихинские заводы" основаны в 1863 г. как "Пермский сталепушечный завод", объединённый в 1871 г. с "Пермским чугунопушечным заводом" (осн. в 1864 г.) в единое предприятие "Пермские пушечные заводы". С начала 1920-х гг. наименование Мотовилихинские заводы неоднократно измненялось; "Мотовилихинский машиностроительный завод" (ММЗ), "Машиностроительный завод имени В. М. Молотова" (МЗМ), "Завод № 172". "Предприятие п/я 210", "Пермский машиностроительный завод имени В. И. Ленина" (с 1957). Современное название с 1991 г. Возник на базе Мотовилихинского медеплавильного завода.

Завод сложился как крупный металлурго-машиностроительный комплекс. Строился под руководством Н. В. Воронцова (сталепушечный завод) и Г. Л. Грасгофа (чугунопушечный завод). Первый стал горным начальником (директором) объединенного предприятия. Сооружаются "фабрики" (цеха) стале- и чугунолитейные, молотовая, механическая и др., первый на Урале мартеновский цех в 1876 г. под руководством А. А. Иоссы и А.З. Васильева, крупнейший в мире (наряду с Круппом в Германии) 50 тонный паровой молот в 1875 г. под руководством Воронцова. Уже с 1864 г. осваивается производство пушек, в т. ч. в 1868 г. стальных 8-дюймовых нарезных орудий для военно-морского флота и уникальных 20-дюймовых чугунных крепостных гладкоствольных пушек, снарядов, в разные годы выпускаются прокатные станы, речные пароходы, станки для обработки судовых валов и др. В 1888 г. горный начальник завода Н. Г. Славянов впервые осуществил изобретенный им способ дуговой электросварки металлов, в связи с чем здесь в 1890 г. основан первый в мире крупный злектросварной цех ("электро-литейная фабрика"); электросварка применена при сооружении крупнейшего в Европе речного буксирного парохода "Редедя, князь Косогский". Механик-самоучка И. А.Шилоносов создал ряд оригинальных станков и механизмов, в т. ч. "плавучую мельницу" для распиловки древесины с использованием энергии течения реки. К кон. 19 в. Мотовилихинские заводы поставил армии и флоту 4 475 орудий, в нач. 20 в. ежегодно производилось 180 - 200 орудий и 140-150 тыс. снарядов, в годы первой мировой войны оборонная продукция возросла втрое. В годы гражданской войны дополнительно налажен выпуск бронепоездов.
Будучи передовым не только в производственно-техническом, но и в общественно-политическом отношении, коллектив Мотовилихинских заводов стал базой революционно-демократического движения в Перми и Перм. губ. Первая забастовка рабочих Мотовилихинских заводов состоялась еще в 1879 г., однако разгар последнего приходится на 1905 г., когда в дек. здесь состоялись вооруженные выступления против царизма.
В 1920-е гг. освоено производство паровых экскаваторов, драг и другой гражданской техники. Начиная с 1930-х гг. Мотовилихинские заводы претерпевают ряд реконструкций (первая из них связана с деятельностью директора П. К. Премудрова), вкорне изменивших их дореволюционый облик. В годы первой пятилетки Мотовилихинские заводы оказали большую помощь кадрами и поставками оборудования новостроившимся Уралмашу, заводу в Свердловске, моторостроительному в Перми и др. В годы войны 1941-45 гг. завод принял ряд эвакуированных предприятий, многократно возросла его производительность, всего было выпущено в этот период 48 600 орудий разного типа и назначения. В последующие годы на Мотовилихинских заводах налажен выпуск драг глубокого черпания, гарпунных пушек для китобойных судов, турбобуров, экскаваторов, породопогрузочных машин, торфопрессов, штанг для нефтекачалок, рессор и пружин к автомашинам. С середины 1950-х гг. завод начинает участвовать в создании ракетно-космической техники, в дальнейшем соответствующие производства выделяются в самостоятельные предприятия, например НПО "Искра".
На Мотовилихинских заводах трудились многие известные ученые, конструкторы, организаторы производства, среди них (помимо упомянутых) С. С. Штейнберг, В. И. Тыжнов, Ф. Ф. Петров, М. Ю.Цирюльников, А. И. Быховский, Г. К. Перстов, В. Н. Лебедев, причем трое последних Герои Социалистического Труда; этого звания также удостоены С. М. Гужев, Н. В. Катаргин, А. И. Мишланов, З. И. Олендарь, Л. В. Улитина. На Мотовилихинских заводах широко внедряются достижения научно-технического прогресса непрерывная разливка и вакуумирование стали, электрошлаковый переплав, обработка металлов синтетическими шлаками и токами промышленной частоты, порошковая металлургия, комплексно-механизированные участки, обрабатывающие центры, станки с ЧПУ... 3авод отличается высокой стабильностью трудового коллектива (начало которому положено еще медеплавильным зводом), в связи с чем в Мотовилихинских заводах возникло немало т. н. рабочих (трудовых) династий. При Мотовилихинских заводах сложился рабочий поселок, в дальнейшем ставший частью г. Перми (в 1931-38 гг. самостоятельный г.Молотово) в качестве его административного района (сначала Молотовского, потом Мотовилихинского), социальная инфраструктура которого в основном была создана заводом: ДК им. Ленина, спортклуб и ледовый стадион "Молот", большой жилой фонд и многое др.
Предприятие награждено орденами Ленина (1941), Трудового Красного Знамени (1942), Красного знамени (1944), Отечественной войны 1 степени (1945), Октябрьской революции (1971).

Л. В. Перескоков, И. Н. Степанов