Машиностроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского.

19 марта 2019

Машиностроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского.

Машиностроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского.

Завод основан в 1858 г. английским механиком Гуллетом на берегу Камы при впадении в неё р. Данилихи; вскоре перешёл к пароходовладельцу Тету.
С 1859 г. строит пароходы (машины поступают с завода Гакса и Гуллета из Екатеринбурга).
В 1887 г. приобретён И. И. Любимовым, которым усовершенствован и расширен, благодаря чему развернул производство буксирных и пассажирских пароходов для рек Волжского бассейна, паровых шхун для Каспийского моря (в т.ч. судовых машин и механизмов).
Наибольшее достижение завода - постройка в 1894-1904 гг. серии из восьми самых больших тогда на Каме двухэтажных пассажирских судов высокой комфортности (по проекту и под руководством Л. Д. Тенчинского ).
Второй в серии пароход "Екатеринбург" получил высшую награду на Всероссийской выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде.
После смерти Любимова завод пришёл в упадок, в 1907 г. остановлен, в 1913 г. продан Пермской городской управе для её хозяйственных нужд.
В 1914 г. на площадке предприятия с использованием эвакуированного из Петрограда оборудования завода Лесснера налажено производство снарядов, гранат и др.
С 1919 г. здесь действуют авторемонтные мастерские, преобразованные в 1920 г. в авторемонтный завод. На его площадке в 1920-1922 гг. параллельно функционировала Уральская фабрика Гознак.
В 1924 г. освоено производство молочных сепараторов, завод получает название "Уралсепаратор", с 1926 г. "Уралсепаратор" им. Ф. Э. Дзержинского.
В начале 1930-х гг. завод реконструируется, переходит на выпуск металлорежущих станков, поэтому в 1932 г. из его названия снимается слово "Уралсепаратор".
В 1933 г. налажено производство маслоочистительных сепараторов, в 1934 г. - бензомоторных пил и др.
В 1941-1945 гг. завод серийно выпускал боеприпасы. Каждый третий снаряд, поступавший на вооружение армии, был оснащён взрывателем завода.
В 1942 г. завод награждён орденом Ленина.
После 1945 г. завод претерпел ряд реконструкций, выпуская молочные сепараторы нового типа, возобновил производство мотопил более совершенной конструкции для лесной промышленности.
В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе мотопила "Дружба" удостоена золотой медали. В дальнейшем выпускаются мотопилы "Урал", "Тайга", "Крона", валочное устройство КГМ-1А (гидроклин), мотолебёдка МЛ-2000М, культиватор-приставка "Гном" к бензопилам, бензиномоторные центробежные насосы "Нептун" для подачи воды, сепараторы для очистки минеральных масел и дизельных топлив от воды и механических примесей, экстрактор-сепаратор "Россия" для производства антибиотиков, медицинское оборудование.
В производственном объединении работал устойчивый высококвадифицированный коллектив. Конструктор А. П. Андренко удостоен Государственной премии СССР, рабочие З. Ф. Уткина, З. Г. Мухина, И. Н. Баландин, Л.В. Есюнин - звания Героя Социалистического Труда.

Ежиков (Ёжиков) Иван Григорьевич, журналист, краевед, эколог.
Степанов Михаил Николаевич.

Картинка для анонса: Array

Детальная картинка: Array