Евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии

15 мая 2017

Евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии

Евангелическо-лютеранская церковь Святой Марии

В губернский город Пермь, возникший в 1780 г. на базе Егошихинского медеплавильного завода, в начале его основания правительством были направлены чиновники, среди которых них были чиновники лютеранского вероисповедания. Одним из них был Карл Федорович Модерах, по национальности обрусевший прибалтийский немец, пожалуй, наиболее популярный и известный из пермских губернаторов. Карл Федорович Модерах, инженер по образованию, обратил на себя внимание редкой честностью и практичностью, своим профессионализмом, знанием языков и плодотворной деятельностью - он строил каналы, сооружал мосты и т.д. Свою деятельность в Перми он начал со строительства и благоустройства дорог. Дороги Пермской губернии он довел до такого совершенства, что им удивлялись иностранцы, видевшие шоссе Франции и Англии. Им были составлены «Правила для содержания дорог и на оных плотин, мостов и гатей в Пермской губернии. К.Ф. Модераху пришлось позаботиться и об устройстве почтовых дворов на трактах. При нем был по-новому распланирован город Пермь. По свидетельству современника: «По начертанию и под непосредственным надзором генерал-губернатора, знатока строительной части, сооружены многие казенные и общественные здания»: городская больница, работный и смирительные дома, гостиный двор; закончено строительство каменного здания Главного народного училища; камский берег, против двух приречных кварталов, где стоят дома домовладельцев, одет бутовым камнем. В 1804 г., специально для Модераха, учреждается Пермское и Вятское генерал-губернаторство. В помощь ему пермским губернатором назначен Б.А. Гермес. Модерах с 1804 по 1809 гг. занимался сооружением Северо-Екатерининского канала, соединявшего бассейны рек Камы и Вычегды. Плодотворная строительная деятельность генерал-губернатора составляла лишь часть его многочисленных обязанностей: он наладил торговые связи, обеспечил заводы и лавки ремесленниками, набирая их из ссыльных; образовал управление казенных горных заводов по Уральскому хребту и т.д. 22 марта 1811 г., Модерах по собственному прошению указом Сената был уволен и произведен в сенаторы, с его уходом генерал-губернаторство было упразднено. Это лишь один из немногих примеров ревностного служения России чиновников иноземного лютеранского вероисповедания. Другой не менее яркий пример, деятельность в качестве городского врача Федора Христофоровича Граль, прославившегося тем, что он также состоял на бесплатной должности врача в учебных и благотворительных учреждениях, на свои деньги Граль покупал лекарства, в любой час готов был выехать на помощь к больному. 


Постепенно в Перми сформировалась лютеранская община, основу которой составляли горные инженеры, приехавшие из Германии и Прибалтики, такие как: Готш, Циммерман, Гермс, Кестер, Верего. Здание кирхи было построено во 2-й половине XIX века: в 1861-1864 гг. по Высочайше утвержденному 21 июля 1860 г. проекту петербургского архитектора Гаральда Юлиуса Эрнестовича Боссе для пермской евангелической лютеранской общины. Сохранился архитектурный план здания кирхи и разрешение канцелярии Его Императорского Величества на строительство: «Министр Внутренних Дел доставил проект на постройку каменной лютеранской церкви в Перми, представленный ему евангелическо-лютеранской церковью, в Генеральную консисторию. Проект этот в Главном управлении одобрен и представлен на утверждение Вашего Императорского Величества благоусмотрение». Архитектор кирхи Гаральд Юлиус Эрнестович Боссе родился 16 сентября 1812 г. в Риге, в семье живописца и гравера Эрнеста Боссе. Гаральд Боссе закончил 4-х летний курс Дворцовой архитектурной школы в Дармштадте, в 1832 г. он получил звание вольного художника, некоторое время работал чертежником у знаменитого русского живописца, академика А.П. Брюллова. В 1842 г. стал академиком, в 1854 г. профессором Академии художеств в Петербурге, с 1858 г. он известен как придворный архитектор: автор проектов некоторых комнат Зимнего дворца, доходных домов и великокняжеских дворцов в Петербурге, а также гражданских и культовых зданий в Прибалтике и Западной Европе. Закладка здания кирхи на углу улиц Екатерининской и Соликамской (ныне М. Горького), 43/26 в Перми состоялась 19 мая 1861 г. Непосредственно строительством здания кирхи в Перми Боссе не занимался и руководство строительством осуществлял, бывший в то время городским архитектором Р.О. Карвовский. 12 февраля 1864 г. здание кирхи было освящено. Здание пермской кирхи удивительно похоже на здание лютеранской кирхи в Петербурге, находившейся между Мойкой и Морской улицей. Здание построено в историческом романском стиле. Фасады здания выполнены из красного обожженного кирпича. Большие светлые окна, вытянутые пропорции и высокий шпиль напоминают о зданиях прибалтийской готики. Здание кирхи прямоугольное в плане, кирпичное одноэтажное здание с подвалом, с 2-х ярусной колокольней и пятигранной апсидой. Крыша стропильная, кровля металлическая фальцевая. Характер декоративной отделки фасадов - кирпичный декор из фасонного кирпича. Главный (северо-западный) фасад: портал главного входа с треугольным завершением и арочным проемом; лопатки, завершающиеся аркатурой; аркатурные пояса с карнизами; арочные ниши в тимпане. Кресты обратного рельефа по сторонам портала. Юго-западный и северо-восточный фасады: венчающий карниз, аркатурный пояс из лекального кирпича, лопатки, междуэтажный (подоконный) ступенчатый карниз, высокие оконные проемы с арочным завершением и скошенными откосами, парапетные столбики по углам фронтонов с филенками. Юго-восточный фасад: пятигранная апсида с аналогичным декором; треугольный фронтон с тремя «башенками» по углам фасада. Внутренне планировочное решение: три проема в виде Коробовых арок на антресольном этаже, дверной арочный проем главного входа, две полуколонны, две полукруглые ниши. Высокий стрельчатый проем между залом и алтарной частью. Арка в алтарной части. Профилированный потолочный карниз в центре антресольного этажа. В подвале - цилиндрический свод с распалубками, оконные проемы с лучковыми перемычками. 


В 1918 г. здание было муниципализировано, после закрытия кирхи в 1930-х гг. здание много лет занимала артель «Фотоколлектив» (правление и фотолаборатория), переименованная позднее в фотокомбинат, а затем фабрику фоторабот. В 1973 г. здание бывшей Кирхи Пермский Союз театральных деятелей (Всероссийское театральное общество) было выкуплено у фабрики фоторабот по решению горисполкома. В 1987 г. молодыми архитекторами О.С. Колчановой, Е.А. Колчановым был разработан проект реконструкции бывшего здания кирхи под помещение Дома Актера, библиотеку литературы по искусству в 30 тысяч томов и архив союза, театральный зал. В конце 1980-х гг. Союз театральных деятелей России финансировал начало строительства 2-х этажного пристроя (в 2000 кв.м.) к кирхе под Дом Актера с зрительным залом на 300 мест, сценой, фойе для размещения выставок работ театральных художников, видеосалон, комнаты для секционных и клубных занятий, гостиная. В кирхе должна была остаться библиотека. Строительство пристроя было включено в план 14 стройтреста, в 1993 г. Дом Актера должен был быть построен. В начале 1990 г. ситуация в стране изменилась, здание кирхи нужно было вернуть верующим. Документацию из стройтреста пришлось забрать. При этом Союз театральных деятелей поставил вопрос о предоставлении равнозначного по площади помещения в одном из старых зданий города Перми. Союз театральных деятелей Прикамья в 1990-е гг. объединял около 500 человек (одна из крупнейших организаций России). Кроме того, театральная общественность Пермской области составляла около 1000 человек. Это молодые актеры, режиссеры, художники всех профессиональных театров (их в области - 8) и 5 театров-студий (потенциальные члены Союза), актеры народных театров и самодеятельных коллективов, студий, театральных факультетов института культуры и культпросвет училища. Главная задача Союза и Дома актера: объединять театральную и творческую интеллигенцию города и области, служить пропаганде театрального искусства, являя базой для профессиональной учебы всех категорий театральных деятелей. Союз театральных деятелей проводил лектории по искусству, театрализованные праздники, вечера отдыха и балы, творческие встречи с местными актерами и актерами гастролирующих театров и др. В помещении Дома актеров имелась уникальная библиотека по искусству на 25 тыс. томов и журналов. 


В 1990-е гг. начался процесс возвращения здания кирхи немецкой общине, которая к 1989 г. составляла свыше 15 тыс. переселенных в Пермскую область немцев. В 1991 г. председатель городского совета общества немцев П.Ф. Паульс обратился в Горсовет о возвращения здания кирхи лютеранской общине. Просьба была отклонена, но процесс уже нельзя было остановить. 5 декабря 1994 г. в адрес Пермской областной организации Союз театральных деятелей России поступила копия искового заявления немецкой евангелическо-лютеранской общины в арбитражный суд за № 40/92-ВК об освобождении здания Кирхи по ул. Большевистской, д. 43. В связи с этим, Союз театральных деятелей направил заявление в Арбитражный суд Пермской области: «Театральная общественность Прикамья не выступает против восстановления исторической справедливости и восстановления законных прав верующих. Но мы не можем согласиться с односторонней оценкой обстоятельств, вследствие которых деятели театра, занимающие здание Кирхи не могут из него выехать. Областная театральная организация данное здание получила в пользование в 1973 г на законных основаниях. За годы его эксплуатации за счет наш средств оно регулярно ремонтировало и реконструировало. В связи с принятием решения о передаче здания кирхи немецкой евангелической лютеранской общине мы готовы освободить его, но только в том случае, если при этом будут соблюдены требования действующего законодательства, обеспечивающее наши права. Администрация области, приняв решение о передаче здания по ул. Большевистская, 43 общине прав Союза не обеспечила. В соответствие со ст. 53 Основ законодательства РФ о культуре взаимоотношения организаций культуры с организациями иных областей деятельности при передаче здания, в котором размещается организация культуры, другим предприятиям, учреждениям и организациям, в т.ч. религиозным государственный орган, осуществляющий передачу, обязан предварительно предоставить органу культуры равноценное помещение...». 11 июля 1994 г. Постановлением № 178 Администрации Пермской области культовое здание - Кирхи было возвращено в бессрочное и бесплатное пользование Евангелическо-Лютеранской общине г. Перми: «ключи были отданы представителям немецкой общины. 20 тыс. томов уникальной специальной литературы, стеллажи, мебель, архив и дела областной организации Союза были помещены в склады областного драмтеатра и театра кукол. Дела с папками требующие ежедневного решения находятся на руках у работников Союза на их квартирах. Союзу был выделен стол в кабинете художественного руководителя ТЮЗ на время его отпуска и с 11 до 14 часов». 5 июня 1995 г. пастор Г. Гельце из Ганновера провел первую службу в возвращенном верующим здании, 18 июня 1997 г. был установлен колокол, а 3 августа 1997 - на шпиле установлен крест, изготовленный в Швейцарии. В кирхе установлен электроорган итальянской фирмы «Вискаунт». В настоящее время лютеранская община в Перми объединяет около 2 тысяч человек. Пастором является Давид Рерих (студент Петербургской духовной академии), рукоположенный в сан священника 26 августа 1996 г. 


20 мая 1993 г. решением Малого Совета Пермского облсовета № 683 о постановке на учет памятников истории и культуры здание Кирхи было принято под охрану государства как памятник архитектуры и градостроительства. 5 декабря 2000 г. распоряжением Губернатора Пермской области за № 713-р здание Лютеранской Кирхи вошло в официально утвержденный Государственный Список памятников градостроительства и архитектуры Пермской области местного значения.


 Гайсин О.Д.

Картинка для анонса: Array

Детальная картинка: Array