Государственный архив Пермского края
135 лет со дня рождения дирижера Ария Моисеевича Пазовского

2 Февраля 2022

135 лет со дня рождения дирижера Ария Моисеевича Пазовского

Арий Моисеевич Пазовский родился 21 января (2 февраля по новому стилю) 1887 г. в городе Перми, в семье ремесленника-шапошника. Старшие сыновья продолжили дело отца, а младшего, Ария, рано проявившего музыкальные способности, родители начали обучать музыке.

В 1897 г. на средства, собранные с помощью благотворительного концерта, организованного пермским оперным режиссером А.Я. Альтшуллером, будущий дирижер приехал в Санкт-Петербург и был принят в консерваторию на бесплатное обучение. В 1904 г. Арий Моисеевич окончил консерваторию по специальному классу скрипки у профессора Леопольда Ауэра. После этого он вернулся в Пермь, где в качестве солиста-скрипача и пианиста-аккомпаниатора принимал участие в концертах местного любительского музыкального общества.

1. ФФ.62на.Оп.62на. Д.681.Пазовский.jpg

Арий Моисеевич Пазовский. 1940-е гг. // ГАПК. Ф. ф-62. Оп. 62н. Д. 681.

Дирижерская деятельность А.М. Пазовского началась в 1905 г., когда его пригласили в оперную антрепризу, выступавшую в Перми и Екатеринбурге. В ноябре того же года, когда в Перми ставилась опера «Травиата», газета «Пермский край» писала о начинающем дирижере: «Богато одаренный музыкант чувствуется сразу… Оркестр почувствовал над собой хотя неокрепшую, но уже властную руку настоящего дирижера».

В последующие годы Арий Моисеевич работал в театрах Казани, Саратова, Минска, Житомира и других городов. В 1916-1918 гг. являлся дирижером оперы Петербургского народного дома, где тесно сотрудничал с великим оперным певцом Федором Шаляпиным. «Я изучал все главнейшие шаляпинские образы и в них находил опору для верного понимания задач реалистического творчества в оперном искусстве» - вспоминал впоследствии Арий Моисеевич.

3. Ф.р-1588.Оп.1.Д.528.Л.14.JPG

«Пазовский о Шаляпине». Заметка А. Иванова из газеты «Вечерняя Пермь», 4 января 1972 г., № 3. // ГАПК. Ф. р-1588. Оп. 1. Д. 528. Л. 14.

В 1925 г. 20-летие дирижерской деятельности А.М. Пазовского, к тому времени уже известного по всему СССР дирижера, было отмечено общественным чествованием, состоявшимся на премьере оперы «Тангейзер» в Свердловском оперном театре имени А.В. Луначарского. В том же году Арию Моисеевичу было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

6. Ф.р-1588.Оп.1.Д.528.Л.11.JPG6. Ф.р-1588.Оп.1.Д.528.Л.12.JPG

Программа 20-летнего юбилея дирижерской деятельности А.М. Пазовского. 22 марта 1925 г. //  ГАПК. Ф. р-1588. Оп. 1. Д. 528. Л.11-12.

В 1934-1936 гг. А.М. Пазовский являлся главным дирижером Государственной оперы Киева, в 1936 г. был назначен на аналогичную должность в Ленинградский академический театр оперы и балета им. С.М. Кирова.

4. Ф.р-790.Оп.1.Д.1749.Л.3.JPG

«Путь художника-орденоносца». Заметка об А.М. Пазовском из «Красной газеты» (город  Ленинград). Машинописная копия. 1 июня 1936 г. // ГАПК. Ф. р-790. Оп. 1. Д. 1749. Л. 3.

В Киеве Ария Моисеевича застало 30-летие его дирижерской деятельности. В почетный президиум юбилейного комитета входило все руководство Советской Украины, а также писатель Максим Горький.

7. Ф.р-1588.Оп.1.Д.528.Л.2.JPG7. Ф.р-1588.Оп.1.Д.528.Л.4.JPG

Фрагмент программы 30-летнего юбилея дирижерской деятельности А.М. Пазовского. 17 апреля 1935 г. // ГАПК. Ф. р-1588. Оп. 1. Д. 528. Л. 2, 4.

Работа А.М. Пазовского получала многочисленные хвалебные отзывы критиков. «Те, кому приходилось присутствовать на репетициях А.М. Пазовского, знают, как умело и настойчиво добивается он от каждого певца интонационно и ритмически правильного и в то же время осмысленного, продуманного исполнения самой маленькой реплики, как от каждого инструмента в оркестре он настойчиво требует нужного по смыслу партитуры тембрового звучания. Все свои требования он обстоятельно и убедительно обосновывает, обнаруживая при этом глубочайшее знание, как инструментальной, так и вокальной техники» - писала о А.М. Пазовском московская газета «Музыка» в номере от 16 ноября 1937 г.


5. Ф.р-790.Оп.1.Д.1749.Л.7.JPG5. Ф.р-790.Оп.1.Д.1749.Л.8.JPG5. Ф.р-790.Оп.1.Д.1749.Л.9.JPG

«Русская классика». Статья А.М. Пазовского об опере «Иван Сусанин». Машинописная копия. 1940-е гг. // ГАПК. Ф. р-790. Оп. 1. Д. 1749. Л. 7-9.

Успехи дирижера продолжали отмечаться и на официальном уровне. В 1935 г. Арий Моисеевич стал Народным артистом Украинской ССР, в 1940 г. – Народным артистом СССР.

В 1941-1943 гг. А.М. Пазовский работал на родине, в Перми, куда был эвакуирован Ленинградский театр оперы и балета. В ноябре 1943 г. Арий Моисеевич был назначен художественным руководителем и дирижером Большого театра в г. Москве. «Невероятно сложная и ответственная это задача – быть художественным руководителем крупнейшего нашего театра, где сосредоточены лучшие певцы, где создан первоклассный, виртуозный, предельно чуткий оркестр, где на громадной высоте стоят хоровой и балетный коллективы. Неисчерпаемые творческие возможности Большого театра, высокая вооруженность и требовательность в своей работе многочисленных мастеров театра, - все это доставляет мне, как дирижеру и художественному руководителю, глубокое удовлетворение, требуя от меня постоянной мобилизованности всех моих творческих сил» - так А.М. Пазовский отзывался о своей работе в Большом театре в 1946 г. в статье, помещенной в журнале «Красноармеец».

2. Ф.р-1588.Оп.1.Д.528.Л.3.JPG

Портрет Ария Моисеевича Пазовского. 1935 г. // ГАПК. Ф. р-1588. Оп. 1. Д. 528. Л. 3.

А.М. Пазовскому трижды присваивалась Сталинская премия: в 1941 г. за постановку оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки, в 1942 г. за постановку оперы «Чародейки» П.И. Чайковского и в 1943 г. за постановку оперы «Емельян Пугачев» М. В. Коваля. Также дирижер награждался Орденом «Знак Почета» (1936), Орденом Трудового Красного Знамени (1939), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Посмертно были опубликованы книги Ария Моисеевича Пазовского: «Дирижер и певец» (1959) и «Записки дирижера» (1966).

8. Ф.р-1588.Оп.1.Д.528.Л.9.JPG8. Ф.р-1588.Оп.1.Д.528.Л.10.JPG

Подборка высказываний А.М. Пазовского, приведенных в книге «О музыке и музыкантах» (сост. Е.С. Рейзе, Ленинград, 1969). // ГАПК. Ф. р-1588. Оп. 1. Д. 528. Л. 9-10.


В.Ю. Сарабеев, главный археограф научно-исследовательского отдела