Государственный архив Пермского края
24 января – 130 лет со дня рождения конструктора авиационных двигателей Аркадия Дмитриевича Швецова

25 Января 2022

24 января – 130 лет со дня рождения конструктора авиационных двигателей Аркадия Дмитриевича Швецова

130 лет исполняется Аркадию Дмитриевичу Швецову – одному из ключевых советских конструкторов авиационных двигателей и основоположников Пермского моторостроительного комплекса.

На швецовских двигателях летали многие советские боевые самолеты периода Великой Отечественной войны, в том числе некоторые модели Ла-5, Ил-2. Многие десятилетия на двигателях ОКБ Швецова летает знаменитый многоцелевой самолет Ан-2. Именно усилия Швецова положили начало пермской конструкторской школе, уже при его жизни начавшей переход к разработке и внедрению в производство реактивных авиационных двигателей, а в дальнейшем – двигателей для ракет космического назначения.

Будущий генеральный конструктор родился 12 (24) января 1892 года в селении Нижне-Сергинского завода Красноуфимского уезда Пермской губернии, в семье школьного учителя. Среднее образование он получил в Алексеевском реальном училище. В Государственном архиве Пермского края хранится дело канцелярии Пермского Алексеевского реального училища о производстве испытаний учеников 6-го класса в 1908 г. Имея средние успехи в учении, «прилежании и внимании», Аркадий Швецов блестяще сдал выпускные экзамены по физике и французскому языку. Согласно документу, одним из одноклассников Аркадия Дмитриевича Швецова был сын горного начальника Пермских пушечных заводов Константин Сергеевич Строльман.

Ф.р-1777.Оп.1.Д.28.Л.3.jpg
Здание Алексеевского реального училища (слева) и Церковь Воскресения, г. Пермь. Начало ХХ в. // ГАПК. Ф. р-177. Оп. 1. Д. 28. Л. 3.

2 Ф.185.Оп.1.Д.243.Л.5об.jpg
Протоколы педагогического совета за 1905 год.
// ГАПК. Ф. 185. Оп. 1. Д. 243. Л. 5 об.

3 Ф.185.Оп.1.Д.261.Л.10об-11.jpgО производстве испытаний учеников 6 класса реального училища в 1908 году. // ГАПК. Ф. 185. Оп. 1. Д. 261. Л. 10 об.–11.

С 1909 г. Аркадий Швецов проживал в Москве, где совмещал учебную и трудовую деятельность. После окончания в 1921 г. Московского высшего технического училища, все дальнейшие труды Швецова были связаны с авиационными двигателями, работу над которыми Швецов вёл на московском заводе «Мотор». В феврале 1924 года Аркадия Дмитриевича назначают главным инженером завода «Мотор».

В 1931 г. Аркадий Дмитриевич отправляется в Америку, с которой СССР планирует заключить договор о технической помощи в освоении технологий производства современных моторов. В общей сложности ему удастся дважды побывать в США, где он познакомится с работой ведущих американских компаний. Его слово станет решающим при выборе компании «Кертис Райт», с которой и будет подписан договор на покупку лицензии мотора «Циклон». И когда местом освоения производства мотора будет определен город его детства, Швецов с радостью поедет на новый, еще строящийся завод. Чтобы здесь, начав практически с нуля, исполнить мечту - создать собственное конструкторское бюро, заняться разработкой моторов собственной конструкции на основе современных технологий.

Подробно остановимся на поездке советских специалистов в Америку. Отправлялась в Америку комиссия специалистов для переговоров с фирмой «Райт» по поводу приобретения у нее технической документации по авиамоторостроению.

Комиссию возглавлял Иосиф Израилевич Побережский, в то время заместитель начальника Главного управления авиационной промышленности при Наркомтяжпроме СССР. В состав комиссии входили: известный советский авиаконструктор, создатель знаменитого мотора М - 11 Аркадий Дмитриевич Швецов, инженер Николай Павлович Базилев и другие.

Авиационные двигатели периода 1930-х – 1940-х гг. резко разделялись на моторы с водяным охлаждением камер сгорания и моторы воздушного охлаждения. Большинство конструкторов самолетов предпочитали моторы водяного охлаждения главным образам потому, что площадь поперечного сечения (мидель) у них была значительно меньше, и это позволяло уменьшить лобовое сопротивление самолета.

7 декабря 1932 г. для комиссии был знаменательным. С него началась детальная проработка всех пунктов до говора и ознакомление с производством моторов. С утра комиссия уезжала на завод и каждый инженер работал по своей специальности. Николай Павлович Базилев занимался литейным делом. Аркадий Дмитриевич Швецов в конструкторском отделе работал над переводом американских чертежей на метрическую систему и изучал производство сложных деталей мотора.

Большую часть времени русские инженеры проводили на заводе «Райт» в Патерсоне, однако успевали побывать и на других заводах, производящих детали мотора. Съездили в Бостон, где осмотрели авиамоторную лабораторию. Посетили авиационный факультет, завод «Хильд», завод «Глисон Кертисс».

Записные книжки членов комиссии заполнялись записями формул, пропорций сплавов, характеристик металлов и материалов, которые должна будет производить тяжелая промышленность Союза. Чтобы наладить у себя производство купленного двигателя, нужно было освоить не только производство самого мотора, но и всех необходимых для него материалов, отдельных деталей и приборов, которые вырабатывались для этого двигателя на других американских заводах. 22 апреля 1933 года договор был подписан. По этому договору фирма «Райт» продала Главному управлению авиационной промышленности Союза право на изготовление, чертежи и техническую помощь в виде полной технологической документации и подробных инструкций на постройку авиационного мотора типа «Циклон».

В Советском союзе этот мотор получил марку М-25, неоднократно модернизировался и совершенствовался на Пермском моторостроительном заводе, широко применялся в авиации в середине 1930-х гг.

По договору фирма обязалась также перевести с дюймовой американской на метрическую систему все чертежи проданного мотора и построить по ним для СССР несколько десятков опытных машин.

Миссия группы советских инженеров во главе с И.И. Побережским была успешно выполнена. Теперь предстояла не менее важная и трудная задача - перенести зарубежный опыт моторостроения на советский завод, организовать здесь производство и обучить людей так, чтобы через короткое время создавать моторы с меньшими затратами времени и лучше американских образцов.

4 Ф.р-1379.Оп.1.Д.39.тит.лист.JPG4 Ф.р-1379.Оп.1.Д.39.Л.3.JPG
Описание и руководство по обслуживанию авиационного мотора «Циклон». 1935 г.
// ГАПК. Ф. р-1379. Оп. 1. Д. 39. С. 3, 9.

С марта 1934 г. Аркадий Дмитриевич Швецов был назначен главным конструктором строящегося завода № 19, и вместе с американскими специалистами под руководством инженера Адамса руководил внедрением в производство лицензионных двигателей фирмы «Curtiss-Wright».

5 ФФ.24п.Оп.24п.Д.171.Панорама з-да Свердлова.jpg
Панорама завода им. Свердлова, г. Пермь. [1940–1950-е гг.]
// ГАПК. Ф. ф-24. Оп. 24п. Д. 171.

6 Ф.р-1655.Оп.1.Д.19.Л.53.jpg
Приказ по управлению завода от 8 февраля 1934 г. о назначении А.Д. Швецова главным конструктором завода.
// ГАПК. Ф. р-1655. Оп. 1. Д. 19. Л. 53.

7 Ф.р-1655.Оп.1.Д.20.Л.27.jpg
7 Ф.р-1655.Оп.1.Д.20.Л.28.jpg
Распоряжение по заводу №19 от 2 июля 1934 г.
// ГАПК. Ф. р-1655. Оп. 1. Д. 20. Л. 27–28.

В 1939 г. было создано ОКБ завода № 19, руководителем которого стал Аркадий Дмитриевич Швецов. Под его руководством с 1939 года по 1953 год было создано семейство мощных звездообразных поршневых двигателей воздушного охлаждения М-63, АШ-82, АШ-82ФН, АШ-73ТК, АШ-82Т, АШ-82В, которые устанавливались на самолеты известных авиаконструкторов: Поликарпова, Туполева, Лавочкина, Сухого, Ильюшина, Антонова, вертолеты Миля, Яковлева и сыграли важную роль в победе над нацизмом и в послевоенное время. На оперативных совещаниях Аркадий Дмитриевич высоко отмечал работу конструкторского бюро.

8 Ф.р-1655.Оп.1.Д.21.Л.19.jpg
8 Ф.р-1655.Оп.1.Д.21.Л.20.jpg
Протокол №1 совещания на заводе №132 от 31 июля 1939 г.
// ГАПК. Ф. р-1655. Оп. 1. Д. 21. Л. 19–20.
9 Ф.р-1379.Оп.1.Д.26.Л.1.JPG
Руководство по ремонту М-82. 1943 г. // ГАПК. Ф. Р-1379. Оп. 1. Д. 26. Л. 1.

За разработку двигателя, в 1944 г. получившего наименование АШ-82, Аркадий Дмитриевич Швецов в 1942 г. был первым в Прикамье удостоен звания Героя Социалистического Труда, кроме того удостоен четырьмя Сталинскими премиями. Швецов много трудился, воспитывал новое поколение конструкторов, испытателей и т.д.

По мнению работавших рядом с Аркадием Дмитриевичем, он имел уникальный опыт доводки новой конструкции, родившейся на бумаге. Анализируя работу деталей и их поломки, он умел среди массы разнообразных факторов, на первый взгляд незаметных, найти главное и наметить правильные пути устранения отказов техники. Были случаи, когда принятые им решения не разделяли некоторые его коллеги, но время показало, насколько он был прав.

Материалы, посвященные Пермскому моторостроительному заводу, находятся на хранении в Государственном архиве Пермского края (р-1655).

Документальные материалы, находящиеся на хранении в личном фонде Аркадия Дмитриевича Швецова в Государственном архиве Пермского края (р-1691) - это депутатская переписка. Документы, значимая часть из которых составлена помощником Швецова Петром Ильичем Горшковым отражают многие аспекты жизни Прикамья первых тяжелых послевоенных годов. В них отложились и прошения о помилованиях, и просьбы, например, о выделении лекарств, и материалы о праздновании юбилея Кунгура.

10 Ф.р-1691.Оп.1.Д.2.Л..1.jpg
Переписка Депутата Верховного Совета СССР А.Д. Швецова с Молотовским облисполкомом и другими организациями по вопросам депутатской деятельности. 1946 г. // ГАПК. Ф. р-1691. Оп. 1. Д. 2. Л. 1.
11 Ф.р-1691.Оп.1.Д.2.Л.3.jpg
Телеграмма А.Д. Швецову от председателя Президиума Верховного Совета СССР Н.М. Шверника. 9 января 1951 г.
// ГАПК. Ф. р-1691. Оп. 1. Д. 2. Л. 3.

Именем Аркадия Дмитриевича Швецова в г. Перми названы улица и авиационный техникум, расположенный в здании бывшего Алексеевского реального училища, которое окончил А.Д. Швецов.

12 ФФ.Оп.62п.Д.4459.Швецов А.Д.jpg
Аркадий Дмитриевич Швецов – генеральный конструктор завода №19. 1940-е гг.
// ГАПК. Ф. ф-62. Оп. 62п. Д. 4459.


В.А. Арестов, главный археограф научно-исследовательского отдела,

Д.С. Катаев, главный археограф научно-исследовательского отдела