Государственный архив Пермского края
80 лет художнику Равилю Бариловичу Исмагилову

28 Октября 2020

80 лет художнику Равилю Бариловичу Исмагилову

Сегодня, 28 октября 2020 г., свой 80-летний юбилей отмечает Заслуженный художник России, председатель пермского отделения Союза художников РФ в 2004 – 2019 гг., генеральный директор пермского «Дома художника» Равиль Барилович Исмагилов.

В 2016 г. в Государственном архиве Пермского края был открыт личный фонд Р.Б. Исмагилова (р–2371), который на сегодняшний день насчитывает 116 ед. хранения. Фонд включает в себя: эскизы, проекты, каталоги работ, портреты и автопортреты художника, фотографии, личные документы, почётные грамоты и поздравительные письма, дарственные надписи, а также статьи и заметки о Р.Б. Исмагилове.

Ф.р-2371.Оп.1.Д.85.Л.85.Л.1.jpg

Р.Б. Исмагилов. Портрет. 1973 г. // ГАПК. Ф. р–2371. Оп. 1. Д. 85. Л. 1.


Равиль Барилович Исмагилов родился в г. Молотове 28 октября 1940 г. В 1956 г. он поступил в Пермский техникум железнодорожного транспорта на специальность техника-энергетика. Однако любовь к рисованию, которая проявилась ещё в школьные годы, не оставляла Исмагилова. Именно она привела его в изобразительную студию при Пермской государственной художественной галерее, руководителем которой являлся живописец, график и педагог Анатолий Максимович Дёмин.

В одном из интервью Исмагилов вспоминал: «Зайдя как-то в художественную галерею, я поднялся на самый верх. Гляжу: рисуют натюрморт. Среди занимающихся ходит элегантный мужчина – преподаватель. Я подошёл, представился. Мне сказали: «Давай, приходи, рисуй» [ГАПК. Ф. р–2371. Оп. 1. Д. 60. Л. 1.]


Ф.р-2371.Оп.1.Д.82.Л.1.jpg

Р.Б. Исмагилов (первый слева) среди участников художественной студии при  Пермской государственной художественной галерее, во время работы над пейзажными этюдами. 1958 г. / ГАПК. Ф. р–2371. Оп .1. Д. 82. Л. 1.


В течение двух лет Исмагилов удачно совмещал обучение в художественной студии и техникуме, который он с отличием окончил в 1960 г. В том же году он поступил в Казанское художественное училище на театральное отделение, однако на третьем курсе был призван в армию.

Но и во время прохождения военной службы Исмагилов не оставил свои занятия рисованием, являясь художником-оформителем в своей войсковой части. Также в фонде художника сохранились нарисованные им портреты однополчан.


Ф.р-2371.Оп.1.Д.10.Л.2.jpg

Фотокопия портрета однополчанина, написанная Р.Б. Исмагиловым во время службы в Вооруженных силах СССР. 1963 г. // ГАПК. Ф. р–2371. Оп. 1. Д. 10. Л. 2.


В 1965 г. Исмагилов был демобилизован, а спустя год устроился на работу художником-оформителем в Пермское книжное издательство, где им были проиллюстрированы книги пермского учёного-геолога и поэта С.И. Ваксмана «Лик Земли», историка И.С. Капцуговича «Прикамье в огне гражданской войны» и др.

В 1967 г. Исмагилов поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной на отделение художественной керамики и стекла, которое он окончил в 1972 г.

Своеобразным признанием таланта молодого художника стал тот факт, что курсовая работа Р.Б. Исмагилова – эмблема ЛВХПУ, являлась официальной эмблемой училища в течение 20 лет.


Ф.р-2371.Оп.1.Д.23.Л.2.jpg

Каталог выставки курсовых и дипломных работ студентов Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной. Москва, 1973 г. Включает работы Р.Б. Исмагилова, эмблема ЛВХПУ на обложке – работа Р.Б. Исмагилова. Печатное издание. // ГАПК. Ф. р–2371. Оп. 1. Д. 23. Л. 2.


После окончания учёбы Р.Б. Исмагилов был назначен главным художником Сылвинского стекольного завода, а с 1973 г. начал работать в мастерских Пермского отделения художественного фонда РСФСР. В 1977 г. он был принят членом Союза художников СССР.

Многогранность таланта позволила Исмагилову проявить себя в живописи, рисунке, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и дизайне интерьеров.

Так, в 1970 – 1980 гг. Р.Б. Исмагилов активно трудился над разработкой проектов и оформлением общественных зданий. Художник занимался дизайном интерьеров и экстерьеров таких городских объектов, как рестораны «Вечерняя Гайва» и «Галактика», пивной бар «Уральские зори», киноконцертный зал «Родина», Дворец бракосочетаний в г. Кунгуре, работал над реконструкцией Пермского театра юного зрителя и др.

Сам художник так рассуждал о своей деятельности в области дизайна интерьеров: «Работа моя похожа на работу театрального художника: представляешь, чем должен человек заниматься в этом интерьере, как он должен здесь себя чувствовать. Задача художника – внести элемент красоты, неназойливо окружить человека искусством» [ГАПК. Ф. р–2371. Оп. 1. Д. 52. Л. 1.].


Ф.р-2371.Оп.1.Д.6.Л.2.jpg

Проект и эскизы уличных часов для гостиницы «Кама» в г. Перми Р.Б. Исмагилова. 1980 г. // ГАПК. Ф. р–2371. Оп. 1. Д. 6. Л. 2.


Ф.р-2371.Оп.1.Д.16.Л.41.jpg

Фотокопия работы Р.Б. Исмагилова по оформлению здания Пермского театра юного зрителя. 1980 г. // ГАПК. Ф. р–2371. Оп. 1. Д. 16. Л. 41.


Ф.р-2371.Оп.1.Д.18.Л.5.jpg

Фотокопии эскизов интерьеров киноконцертного зала «Родина» работы Р.Б. Исмагилова. 1980 г. // ГАПК. Ф. р–2371. Оп. 1. Д. 18. Л. 5.


Исмагилов много путешествовал, в том числе в составе экспедицией пермских кинодокументалистов. Во время экспедиций художник познакомился и вдохновился суровой природой Приполярного Урала, Тиманской тундры, горными пейзажами Тушетии др. В этих поездках Исмагиловым была создана целая серия живописных полотен и графических работ.


Ф.р-2371.Оп.1.Д.115.Л.1.jpg


Ф.р-2371.Оп.1.Д.115.Л.3.jpg

Исмагилов во время работ над эскизами на острове Колгуев в Ненецком автономном округе. 1987 г. // ГАПК. Ф. р–2371. Оп. 1. Д. 115. Л. 1, Л. 3.


Не остался в стороне и родной край, который вдохновил художника на создание серии лирических и эпических картин, а также галереи работ, посвящённых известным деятелям Прикамья. К наиболее известным работам относятся портреты кинорежиссёра М.А. Заплатина, писателя М.Д. Голубкова, мемориальный рельеф губернатору К.Ф. Модераху, памятные доски поэту А.Л. Решетову, писателю В.П. Астафьеву, хирургу В.Н. Перепелицыну и др.


Ф.р-2371.Оп.1.Д.87.jpg

Р.Б. Исмагилов во время работы над портретом кинорежиссера М.А. Заплатина. 1979 г. // ГАПК. Ф. р–2371. Оп. 1. Д. 87. Л. 1.

Ф.р-2371.Оп.1.Д.92.jpg

Писатель М.Д. Голубков в мастерской Р.Б. Исмагилова. Портрет. 1983 г. // ГАПК. Ф. р–2371. Оп. 1. Д. 92. Л. 1.


В интервью пермскому журналисту Е. Федоровой Исмагилов как-то, заявил, что для него, как для художника, «создание интерьера – один из способов эмоционального воздействия, способов самовыражения. Это попытка внести искусство, образ мира в самую основу, в ткань жизни» [ГАПК. Ф. р–2371. Оп. 1. Д. 48. Л. 1.]

Время показало, что Исмагилов – художник с неиссякаемой творческой энергией, что позволяет ему в течение десятилетий оставаться одним из самых плодовитых и востребованных пермских мастеров.


Ф.р-2371.Оп.1.Д.26.Л.2.jpg

Каталог работ Р.Б. Исмагилова. Пермь, 2000. Печатное издание. // ГАПК. Ф. р–2371. Оп. 1. Д. 26. Л. 2.


Ф.р-2371.Оп.1.Д.101.Л.1.jpg

Вид мастерской Р.Б. Исмагилова. 2003 г. // ГАПК. Ф. р–2371. Оп.1. Д. 101. Л. 1.


Ф.р-2371.Оп.1.Д.102.jpg

Р.Б. Исмагилов с женой и сыном Р.Р. Исмагиловым рядом с работой Р.Р. Исмагилова «Отдам щенков в хорошие руки, или Помогите, кто чем может» на выставке. Групповой портрет. [1-я пол. 2010-х гг.] // ГАПК. Ф. р–2371. Оп. 1. Д. 102. Л. 1.


Зюзвинцева А.С., главный архивист научно-исследовательского отдела