Государственный архив Пермского края
80 лет зданию Пермского речного вокзала

10 Ноября 2020

80 лет зданию Пермского речного вокзала

6 ноября 2020 г. исполнилось 80 лет со дня введения в эксплуатацию здания речного вокзала в г. Молотове (Перми).

В 1940 г. в повестке исполнительного комитета Молотовского городского совета депутатов трудящихся города неоднократно поднимался вопрос о ходе строительства здания Речного вокзала и благоустройстве прилегающей площади. Согласно внутренней описи решений совета, эти вопросы обсуждались в марте, мае и сентябре в 1940 г. Место, на котором должен был появиться вокзал, было определено на крутом берегу Камы, вблизи железнодорожного вокзала Пермь I, в исторической части города.

Новое монументальное здание в стиле сталинского ампира появилось в результате совместного творчества А. З. Гринберга, Л. В. Гегарда, Р. М. Милеги и других архитекторов. Вокзал состоял из трех совмещенных частей: центральной с большим вестибюлем и рестораном, левого крыла с залом ожидания и гостиницей, и правого крыла со служебными помещениями. В 1940-х гг. ожидающие пассажиры могли видеть полноразмерную статую лидера советского государства И.В. Сталина.

Главный фасад здания гармонично вошел в панораму набережной со стороны реки. Центральная часть выделялась трехпролетной аркадой и широкой парадной лестницей. Фасады гостиницы и зала ожидания имели большие окна и глубокую лоджию-балкон, что ассоциировало сооружение с пассажирским теплоходом. Здание построили из кирпича и шлакобетона, использовались железобетонные несущие внутренние опоры и кессонные перекрытия. Со стороны, противоположной причалам, выход вел к вокзалу железнодорожной станции и остановке общественного транспорта; благодаря этому, возник удобный транспортно-пересадочный узел.

Во время Великой Отечественной войны Речной вокзал принял тысячи эвакуированных из западных областей страны. Органы местной власти определяли условия для приема эвакуированных, значительную часть из которых составляли дети. Сотрудники вокзала, в помощь Молотовскому эвакопункту, вели обслуживание временно размещенных эвакуированных, им предоставлялось оборудованное помещение и постельные принадлежности.

Со времени строительства, Речной вокзал стал одним из лучших общественных зданий Перми, успешно сочетая функции крупного центра пассажирского судоходства и объемного выставочного зала. В феврале 1945 г., еще до окончания войны, городской исполнительный комитет принял решение о подготовке в стенах вокзала военно-патриотической выставки «Урал – кузница Советского оружия». В ноябре 1957 – январе 1958 г., посетители вокзала знакомились с выставкой «Народное хозяйство Пермской области за 40 лет Советской власти», подобное мероприятие проводилось и в феврале 1971 г.

Как следует из документов, реконструкция здания, а также возведение постоянных причалов пригородного сообщения производились в 1961 г., после того, как Камское речное пароходство получило соответствующее разрешение в апреле того же года. В течение следующих десятилетий Управление Камского речного пароходства эксплуатировало здание вокзала по прямому назначению. В ноябре 1990 г., в связи с 50-летним юбилеем вокзала, его лучшим работникам вручили почетные грамоты. В мае 1991 г., на заре новой эпохи, на территории вокзала был открыт киоск звукозаписи и проката видеокассет, находившийся в ведении отдела культуры городского исполнительного комитета.

В 1990-х гг., после того как потребность в обеспечении пассажирских перевозок существенно снизилась, в здании велась торговая деятельность, а затем вокзал полностью вывели из эксплуатации. Новая страница в истории пермского Речного вокзала открылась в 2009 г., когда в обновленном здании начал работу музей современного искусства «PERMM». Позже, в 2017 г., после масштабной реконструкции, Речной вокзал стал выставочным пространством исторического парка «Россия – моя история».


Документы:

1. Молотовский речной вокзал. 1950 г. Фотодокумент. // ГАПК. Ф. ф-24. Оп. 24п. Д. 98.

2. Общий вид здания Пермского речного вокзала. 1960 г. Фотодокумент. // ГАПК. Ф. ф-24. Оп. 24п. Д. 106. Л. 1.

3. Общий вид Пермского речного вокзала. 1980-е гг. Фотодокумент. // ГАПК. Ф. ф-57. Оп. 57п. Д. 1.

4. Решение Молотовского городского исполнительного комитета от 28 февраля 1945 года № 115 «О выставке «Урал – кузница советского оружия» // ГАПК. Ф. р-176. Оп. 5. Д. 163. Л. 128.


Лещев М.Н., главный археограф научно-исследовательского отдела