Государственный архив Пермского края
К 135-летию со дня рождения художника Петра Ивановича Субботина-Пермяка

17 Декабря 2021

К 135-летию со дня рождения художника Петра Ивановича Субботина-Пермяка

«Приносить пользу, добро есть наивысшая цель жизни»
П.И. Субботин-Пермяк

Пётр Иванович Субботин-Пермяк (6 (18) декабря 1886 – 3 января 1923) – художник-авангардист, автор более чем 40 картин и около 100 графических произведений, педагог, профессор декоративной живописи, собиратель предметов народного творчества коми-пермяков, один из основателей профессионального художественного образования в Пермской губернии.

Пётр Иванович родился 6 (18) декабря 1886 г. в селе Кудымкар Соликамского уезда Пермской губернии в семье Ивана Васильевича Субботина, уставщика мельниц, и его жены Марии Пименовны.

1 Пётр Субботин 719. 10. 432. Л.72 об, 73.jpg
Запись из метрической книги Кудымкарской Николаевской церкви Соликамского уезда Пермской губернии о рождении П.И. Суботина. 1886 г.
// ГАПК. Ф. 719. Оп. 10. Д. 432. Л. 72 об.73.

С детства он был увлечен народным искусством. Пётр учился в школе в Кудымкаре, затем в Алексеевском реальном училище в Перми (1896–1904 гг.) и Александровском реальном училище в Вятке.

2 Ф.185.Оп.1.Д.362.Л.3.jpg2 Ф.185.Оп.1.Д.362.Л.3об.jpg
Список классных работ учеников Алексеевского реального училища по рисованию, представляемых в канцелярию Императорской Академии художеств на конкурс 1903 г. (в списке упомянут Пётр Субботин, ученик третьего класса).
// ГАПК. Ф. 185. Оп. 1. Д. 362. Л. 3–3 об.

В 1907–1914 гг. будущий художник учился в Москве в Императорском Строгановском центральном художественно-промышленном училище на живописно-декоративном факультете. Его первые художественные ученические работы навеяны воспоминаниями детства: «Деревенская улица», «У мельницы в Кудымкаре» (1908 г.), «Этюд со стогом» (1911 г.).

Ф.р-2247.Оп.1.Д.55.Л.13.jpg
Репродукция картины П.И. Субботина-Пермяка «Этюд со стогом». 1912 г.
// ГАПК. Ф. р-2247. Оп. 1. Д. 55. Л. 13.

Большое участие в судьбе художника в его студенческие годы приняла Зинаида Сергеевна Соколова, актриса, театральный педагог, режиссёр, младшая сестра режиссёра К.С. Станиславского. Зинаида Сергеевна помогла Петру Ивановичу получить заказ на составление орнаментов для Московского кустарного музея. В эскизах художник использовал знакомые с детства узоры коми-пермяков. Для выполнения заказа он не раз возвращался в Кудымкар, где собирал в альбомы узоры коми-пермяцкой набойки. Он продолжил их собирать до конца своей жизни, шесть таких альбомов хранятся в музеях Москвы, Пермской государственной художественной галерее, Коми-Пермяцком краеведческом музее им. П.И. Субботина-Пермяка.

3 Ф.р-1196.Оп.1.Д.362.Л.3.jpg
Портрет П.И. Субботина-Пермяка для оформления обложки брошюры И.П. Субботиной «Художник Субботин-Пермяк». 1959 г.
// ГАПК. Ф. р-1196. Оп. 1. Д. 362. Л. 3.

Для повышения своей квалификации Пётр Иванович брал уроки живописи у художника Константина Федоровича Юона, оформлял спектакли любительского театра. В летние каникулы 1912–1914 гг. Пётр Иванович работал в мастерской кустарных промыслов Зинаиды Сергеевны Соколовой в селе Никольском Воронежской губернии. Здесь он также оформлял любительские театральные постановки и сам же в них участвовал. В Никольском появились его пейзажи «У озера», «Веранда» и лучшие портретные этюды: «Портрет З.С. Соколовой», «Портрет Тупикова» (1913 г.).

Ф.р-2247.Оп.1.Д.55.Л.14.jpg
Репродукция картины П.И. Субботина-Пермяка «Воронежская баба». 1912 г. // ГАПК. Ф. р-2247. Оп. 1. Д. 55. Л. 14.


  4 Ф.р-1196.Оп.1.Д.362.Л.8.jpg
П.И. Субботин-Пермяк с женой Евстолией Ивановной в селе Никольском Воронежской губернии. 1913 г. // ГАПК. Ф. р-1196. Оп. 1. Д. 362. Л. 8.

В 1914 г. Субботин-Пермяк закончил Строгановское училище со званием художника первого разряда и практика-декоратора и был оставлен преподавателем в училище на декоративном факультете, параллельно он работал оформителем спектаклей для народного театра и театра «Летучая мышь». В 1915–1916 гг. Пётр Иванович оформил труд «Кремль в старину и теперь» (под редакцией Бартеньева). В этот период творчества им созданы такие яркие полотна, как «Дом в зелени» (1914 г.), «Вниз по реке» (1915 г.), «Отдых над рекой. Чаепитие» (1916 г.), «Красный праздник» (1917 г.), «Отдых семьи» (1918 г.).

Ф.р-2247.Оп.1.Д.55.Л.15об.jpg
Репродукция картины П.И. Субботина-Пермяка «Дом в зелени». 1914 г.
// ГАПК. Ф. р-2247. Оп. 1. Д. 55. Л. 15 об.

Осенью 1917 г. Пётр Иванович работал преподавателем декоративной мастерской в художественно-производственных мастерских (новое название Строгановского училища). Уже летом 1918 г. художник возвращается на родину и начинает активную деятельность: создает в Кудымкаре театральную мастерскую, в которой делали декорации; реорганизовывает работу Народного дома; организует «Общество по изучению Пермяцкого края». В этот же период он оформляет декорации для спектаклей Усольского передвижного народного театра, также организовывает там театральную мастерскую. В феврале 1919 г. эскиз Субботина-Пермяка был выбран для оформления Красной площади в Москве к Первой годовщине Красной Армии.

Ф.р-2247.Оп.1.Д.55.Л.30об.jpg
Репродукция эскиза П.И. Субботина-Пермяка к празднованию годовщины РККА. 1919 г. // ГАПК. Ф. р-2247. Оп. 1. Д. 55. Л. 30 об.

Летом 1919 г. Народный комиссариат просвещения командирует Петра Ивановича в Пермь в качестве уполномоченного по делам искусства для организации художественных мастерских в Пермской губернии. Субботин очень активно включился в эту деятельность: читал лекции по искусству, организовал в Перми, Кудымкаре, Кунгуре художественные мастерские по типу техникумов. Перед этими мастерскими ставились следующие задачи: поднять общий культурный уровень народа, дать элементарное художественное образование путем школьного и внешкольного воздействия.

Художник является одним из организаторов музея в Кудымкаре, основой которого стали материалы, собранные мастерскими в ходе этнографического исследования края. Пётр Иванович становится заведующим изоотделом по изоискусству при областном отделе народного образования и руководит декоративным факультетом при Высших государственных мастерских Перми, созданных на базе изостудии. В этот период он написал полотно «В поле» (1921 г.) и серию акварелей «На пристани».

Ф.р-2247.Оп.1.Д.55.Л.33.jpg
Репродукция эскиза костюма «Алёна», выполненная П.И. Субботиным-Пермяком к пьесе В. Каменского «Степан Разин». 1920 г. // ГАПК. Ф. р-2247. Оп. 1. Д. 55. Л. 33.

В 1921 г. художник написал такие теоретические работы, как «Приёмы и системы нового искусства», «Кухня живописного мастерства», «Материальная культура живописи», и был утвержден в звании профессора живописи. Искусствовед Н.В. Казаринова отмечает, что в картинах 1921–1922 гг. «Рабочий», «Натюрморт с булкой», «Натюрморт с пирожком», «Натюрморт с художественными принадлежностями», «Натюрморт с булками и посудой» автор претворяет разработанные им основные теоретические положения искусства будущего (футуристического).

Ф.р-2247.Оп.1.Д.55.Л.21.jpg
Репродукция картины П.И. Субботина-Пермяка «Рабочий (Сила)». 1921 г.
// ГАПК. Ф. р-2247. Оп. 1. Д. 55. Л. 21.

29 октября 1921 г. П.И. Субботину-Пермяку был выдан мандат о назначении его «заведующим Пермским художественным техникумом», но уже в 1922 г. по состоянию здоровья он отказывается от заведования техникумом и остаётся заведующим только учебной частью и преподавателем.

Ф.р-1196.Оп.1.Д.362.Л.12.jpg
Здание по адресу г. Пермь, ул. Коммунистическая, д. 22, в котором размещался Пермский художественный техникум. [1950-е гг.]
// ГАПК. Ф. р-1196. Оп. 1. Д. 362. Л. 12.

Пётр Иванович скончался 3 января 1923 г. от туберкулёза лёгких и был похоронен в Перми на Егошихинском кладбище.

Творческое наследие П.И. Субботина-Пермяка включает около 50 живописных полотен разных лет, 40 графических листов, более 30 театральных эскизов, более 50 эскизов праздничного оформления Красной площади в 1919 г. В Пермской художественной галерее хранится личный фонд художника, который содержит биографические материалы и переписку художника с семьёй.

Ф.р-2156.Оп.1.Д.102.Л.1.jpg 
М. Царт «Жизни хочу…» // Вечерняя Пермь – № 68 – 29 апреля 1993 г.
// ГАПК. Ф. р-2156. Оп. 1. Д. 102. Л. 1.

Искусствовед А. Будрина пишет, что в Пермском художественном техникуме, который возник на основе Пермских художественно-промышленных мастерских, организованных П.И. Субботиным-Пермяком, начали свой творческий путь многие крупные советские мастера – В.М. Орешников, В.И. Курдов, А.В. Кокорин, Н.М. Аввакумов, Г.А. Мясников, Н.В. и Н.В. Кашины, Л.И. Тараканов, Е.В. Камшилова, О.Д. Коровин, В.Д. Чегодар, П.А Оборин.

С 1945 г. Коми-Пермяцкий окружной краеведческий музей носит имя Петра Ивановича Субботина-Пермяка. В 1946 г. Коми-Пермяцкое издательство выпустило брошюру «П.И. Субботин-Пермяк. Художник Коми-Пермяцкого народа» (Автор – В. Панова, редактор – Н.В. Дубенская). Текст брошюры написан по материалам и воспоминаниям жены художника, тоже художницы – Евстолии Ивановны Субботиной (в девичестве Волковой).

Ф.р-790.Оп.1.Д.2207.Л.19.jpg
Обложка брошюры В. Пановой «П.И. Субботин-Пермяк. Художник Коми-Пермяцкого народа». 1946 г. // ГАПК. Ф. р-790. Оп. 1. Д. 2207. Л. 19.

В декабре 1971 г. дом семьи Субботиных в Кудымкаре был передан дочерью художника в дар государству для создания в нём мемориального дома-музея Петра Ивановича. В августе 1981 г., к 95-летию со дня рождения художника, в этом доме открылся мемориальный музей (автор экспозиции А. Будрина, художник Н. Зарубин). В 1996 г. после реконструкции в нём была размещена экспозиция «Страницы жизни», рассказывающая о жизни и творчестве художника.

Ф.р-927.Оп.1.Д.786.Л.11.jpg
Справка отдела культуры Коми-Пермяцкого окрисполкома, свидетельствующая о том, что дом по улице Кирова, 23 г. в Кудымкаре передан в дар Кудымкарскому краеведческому музею для открытия музея П.И. Субботина-Пермяка. 28 января 1973 г. // ГАПК. Ф. р-927. Оп. 1. Д. 786. Л. 11. 

В 1986 г., к 100-летию со дня рождения Петра Ивановича, в Пермской художественной галерее состоялась первая персональная юбилейная выставка художника, организованная галереей совместно с Коми-Пермяцким окружным краеведческим музеем им. П.И. Субботина-Пермяка. По заказу Гостелерадио Пермской студией телевидения был снят цветной документальный фильм «Красный художник» (автор сценария – А. Будрина, режиссер – С. Баршевский). В 2001 г. на могиле художника был установлен памятник по эскизу скульптора Р. Веденеева.

Ф.р-2156.Оп.1.Д.130.Л.5.jpgФ.р-2156.Оп.1.Д.130.Л.5об.jpg
Приглашение на выставку произведений Петра Ивановича Субботина-Пермяка. 1986 г. // ГАПК. Ф. р-2156. Оп. 1. Д. 130. Л. 55 об.

К 120-летию со дня рождения художника, в 2006 г., в пермском издательстве «Маматов» вышел юбилейный альбом-каталог «Художник Пётр Субботин-Пермяк» (ГАПК. Ф. р-2247. Оп. 1. Д. 55), в котором были показаны работы художника из фондов Коми-Пермяцкого краеведческого музея им. П.И. Субботина-Пермяка. В преддверии 125-летия со дня рождения художника, в декабре 2010 г. в Кудымкаре на площади около здания краеведческого музея был установлен памятник Петру Ивановичу.

В своих произведениях Пётр Иванович Субботин-Пермяк связал традиции коми-пермяцкого народного искусства с достижениями художественного авангарда начала XX века. Его работы хранятся в Коми-Пермяцком окружном краеведческом музее, Пермской государственной художественной галерее, музеях Москвы, Екатеринбурга и Нижнего Новгорода. По мнению краеведов, вклад художника в развитие культуры Коми-Пермяцкого округа и Пермского края поистине бесценен.

Е.А. Алтынцева, главный археограф научно-исследовательского отдела
Ж.А. Надымова, заведующая сектором читальных залов