Период 1940-х – 1950-х годов был очень трудным для трамвайных систем всего мира и СССР в частности. Трамвайные линии ликвидировались, охватывая в разных городах все меньше городского пространства. Некоторые трамвайные системы, разрушенные в годы Великой Отечественной войны (как, например, Севастопольский трамвай) не были восстановлены.
Города Урала, а Пермь в особенности, в этом случае стали исключением. Уже в 1950-е гг. были открыты новые трамвайные депо – «Красный Октябрь» и «Балатово». К 1964 году трамвайные линии Перми дошли до Осенцов, микрорайона Владимирский и станции Бахаревка.
Но уже в 1960-е годы на части улиц Перми были демонтированы трамвайные линии, некоторые маршруты трамваев были заменены новым городским транспортом – троллейбусом.
Участок ул. Орджоникидзе около Пермского речного вокзала с идущим транспортом. 1961 г. / ГАПК. Ф. ф-61. Оп. 61п. Д. 1649.
Серьёзно обсуждались так и нереализованные проекты расширения трамвайной системы, как, например, трамвайная линия от улицы Героев Хасана до улицы Старцева через микрорайоны Владимирский и Южный и линия в Кировский район Перми, создание которой предполагало и строительство нового депо.
Решение Пермского горисполкома №276 от 13 марта 1958 г. «О трассе трамвайной линии в Кировском районе Перми». / ГАПК. Ф. р-176. Оп. 5. Д. 615. Л. 276.
На середину 1980-х годах трамвайные линии доходили до Химкомплекса (ныне – Осенцовская площадка объединения «Сибур») и ВРЗ. По открытому в 1967 году Коммунальному мосту также действовало трамвайное движение, не доходившее, однако, до жилых массивов на правом берегу Камы.
Укладка трамвайных путей на ул. Попова. 1960-е гг. / ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 1331. Л. 11.
С 1966 году в Перми стали готовить профессиональных водителей электротранспорта, а с 1967 году начал работу Пермский вагоноремонтный завод, и занимавшийся глубоким техническим обслуживанием пермских трамваев, а также переоборудованием пассажирских трамвайных вагонов в грузовые.
Цех Пермского вагоноремонтного завода. Внутренний вид. 25 августа 1986 г. Фотограф: Баранов / ГАПК. Ф. ф-5. Оп. 5д. Д. 1809. Л. 1.
1970-1980-е гг. можно назвать периодом расцвета пермского электротранспорта, когда трамвайная система имела максимальный километраж линий и количество маршрутов, по некоторым из которых работали трёхвагонные сцепки.
В 1987 г. для уменьшения рисков для обслуживания мостового перехода было закрыто трамвайное движение по Коммунальному мосту, а в 1990-х гг. служебные автобусы заменили невостребованный вне «часа пик» маршрут №14 на Химкомплекс.
Пассажиры пермского трамвая. 1992 г. Фотограф: Загуляев М. / ГАПК. Ф. ф-18. Оп. 18п. Д. 1856. Л.2.
Однако современная трамвайная система в Перми – она из немногих, над которой ведётся работа по расширению. Так, по состоянию на 2019 г. ведётся работа по укладке трамвайный путей по улице Революции, а генеральный план Перми предполагает трамвайное движение по улице Макаренко до микрорайона Садовый. Отказ от троллейбусного движения в микрорайоне Парковый также поставил вопрос о строительстве трамвайной линии на Парковом проспекте.