Генрих Романович Терпиловский родился в Новгороде в семье полковника российской армии. Спустя четыре года после окончания Первой мировой войны отец Генриха Романовича умирает от ран. Еще до его смерти семья Терпиловских переезжает в Петроград.
Г.Р. Терпиловский в детстве. ГАПК. Ф. р.1989.Оп.1. Д. 57. Л.3.
Здесь под впечатлением гастрольных выступлений американского джаз-оркестра Сэма Вудинга, Генрих Романович увлекается джазом. Он начинает выступать в качестве пианиста в местных ансамблях.
В конце 1920-х гг. Г.Р. Терпиловский сдает экзамены в Ленинградский политехнический институт, но ему отказывают в поступлении, как «сыну шляхтича», поэтому вместо Политеха он заканчивает сельскохозяйственный институт. В это же время Терпиловский вместе с приятелями организовывает первый в стране джаз-клуб. В 1928 г. он пробует себя, как джазовый композитор, сочиняя для джаз-банда Георгия Ландсберга и Бориса Крупышева ряд пьес, таких как: «Джаз-лихорадка», «Варьете», «Иллюзион», «Блюз Моховой улицы».
Г.Р. Терпиловский. ГАПК. Ф. р.1989.Оп.1. Д. 57. Л. 5.
Знаменитый артист Леонид Утесов, собравший свой оркестр в марте 1929 г., пригласил Терпиловского поработать у него аранжировщиком. Сотрудничество этих двух одаренных людей не продлилось долго: «Мне казалось, – писал позже Генрих Романович об Утесове, – что он уводит оркестр от чистого джаза. Он же считал, что мы, джазисты, «ковыряемся» в слишком узком кругу музыкальных проблем, пренебрегая интересами широкой аудитории» [В.Ф. Гладышев «ТерпИлиада». ГАПК. Ф.р. 1989.Оп.1. Д.2.Л.14]. Тем не менее они сохранили приятельские отношения, переписываясь на протяжении всей жизни.
В 1932 г. при кинотеатре Рабочей молодежи (КРАМ) под эгидой обкома ВЛКСМ Генрих Терпиловский создает свой собственный джаз-оркестр, который быстро становится одним из лучших в Ленинграде. Тогда же по заказу Ленинградского радио им был написан легендарный цикл блюзов на стихи негритянского поэта Ленгстона Хьюза.
В январе 1933 г. мать Терпиловского - Евгению Александровну, арестовывают как «польскую шпионку», после этого Генриху Романовичу уже не довелось свидеться с ней - Евгения Александровна погибла в одном из сталинских лагерей. А в 1935 г. на волне арестов после убийства Кирова под жернова репрессий попадает и сам Г.Р. Терпиловский - его обвиняют в «политическом заговоре». Приговором стала ссылка в Алма- Ату, где он недолгое проработал руководителем оркестра кинотеатра.
Г.Р. Терпиловский в Алма-Ате. ГАПК. Ф. р.1989.Оп.1. Д. 57. Л. 6.
Еще будучи в ссылке в 1937 г., Терпиловский был повторно осужден, на этот раз его отправили на Дальний Восток. В лагере он должен был, как и все, копать ямы. Для чего эти ямы были предназначены, никто не знал, скорее всего это была одна из уловок лагерного начальства в форме непроизводительного труда ради «исправления» заключенных. Трудовые нормы были непомерно завышены, и Генрих Романович, не справляясь с их выполнением, часто попадал в карцер, живя на пониженной пайке (300 граммов хлеба в сутки). Отсидев положенное время, он выходил и снова долбил смерзшийся грунт ослабевшими руками, и опять не мог выполнить норму. Получился замкнутый круг: невыполненная работа, карцер, и так до бесконечности.
Стихотворение Г.Р. Терпиловского «ЦИЗО» (Центральный изолятор) 1938 г. ГАПК. Ф. р. 1989. Оп.1. Д. 12. Л.6-7.
В итоге Терпиловский заболел пеллагрой, став инвалидом. После отправки в другой лагерь ему повезло встретить Павла Дудина – расконвоированного снабженца из «бытовиков». Узнав, что неподалеку содержится профессиональный музыкант и композитор, Дудин, будучи любителем музыки, заинтересовался и с разрешения начальства пришел познакомиться с необычным заключенным. Увидев, в каком состоянии находиться Генрих Романович, Дудин раздобыл для него продукты. Так, по счастливому стечению обстоятельств, Терпиловский нашел друга, который спас его от верной гибели.
Г.Р. Терпиловский в группе с музыкантами джаз-оркестра Л.О. Утесова О. Дидерихсом, О. Кандатом, А. Котлярским, А. Узингом в Сибири в г.Свободный.1942 г. ГАПК. Ф.р.1989.Оп.1.Д.64.
Позднее Павел Дудин добился, чтобы Терпиловского перевели к нему на завод в качестве руководителя оркестра. Генрих Романович окреп, руководя оркестром, состоявшим из заключенных, он написал музыку к оперетте «Девушка-гусар», имевшей большой успех как среди заключенных, так и у вольнонаемных. Роли исполняли вольнонаемные и заключенные. Именно в это время он встречает свою будущую жену – Антонину Георгиевну, которая вызвавшись добровольцем на фронт, была переведена служить на Дальний Восток. Узнав об их романе, начальство лагеря разлучило влюбленных – Антонину Георгиевну посадили на гауптвахту за связь с зэком, а Терпиловского переправили этапом на Биракан.
Постановление Президиума Ленинградского Городского Суда от 26 апреля 1957 г. об отмене и прекращении дела в отношении Г.Р. Терпиловского за отсутствием в его действиях состава преступления. Копия. ГАПК. Ф. р. 1989. Оп.1. Д. 37. Л.1.
После своего освобождения в 1947 г. Генрих Романович вместе с супругой приезжают в Грозный, где жил их старый знакомый Павел Дудин. Благодаря ему, Терпиловскому удалось трудоустроиться руководителем заводского джаза ДИТРа (Дома культуры инженерно-технических работников). Терпиловский не только подбирал репертуар концертов, но и развлекал слушателей в качестве конферансье. В своих заготовках он использовал шутки, скетчи, сценки, высмеивающие разные пороки тогдашней жизни: бюрократизм, социальное неравенство, глупость. Вот несколько зарисовок из его репертуара:
СМЕХ НЕ К МЕСТУ
…Режиссер отчитывает актера:
- И что это вам пришло в голову рассмеяться на сцене, когда царь эфиопский вручал вам пять тысяч дукатов? Это же было совсем не к месту!
- Согласен с вами, - отвечает актер. – Но я вспомнил о своей месячной зарплате…
О ДИРЕКТОРАХ ТЕАТРОВ
Это был сверхосторожный директор. Афиши он заказывал не раньше, чем пьеса (или концерт) сходили с репертуара.
ОБ АКТЕРАХ И АРТИСТАХ
- Вы опять мне навязываете роль матери! Еще сам Станиславский лично говорил, что я создана для ролей любовниц!
[В.Ф. Гладышев «ТерпИлиада». ГАПК. Ф. р. 1989.Оп.1. Д.2.Л.38 об. – 39].
В 1949 г. семья Терпиловских переезжает в Пермь (тогда г. Молотов). Генриху Романовичу предложили взять руководство над оркестром ДК им. Сталина (сейчас им. А. Г. Солдатова), под начальством директора завода Солдатова, который был известен своей любовью к музыке и хорошим отношением к музыкантам. Таким образом Новый год супруги встретили уже в Перми.
Один из друзей Терпиловского – Анатолий Афанасьевич Черемных, музыкант, игравший в его оркестре, так вспоминал начало работы Генриха Романовича в пермском оркестре:
«Оркестр тогда носил название «джаз», но это только название, и не больше. Джазом там еще и не пахло, как говорится. Но постепенно у нас на пультах стали появляться ноты из произведений таких джазовых корифеев, как Дюк Эллингтон, Каунт Бэсси, Глен Миллер. Начали осваивать азы джаза. Этот период, возможно, и надо считать ростками джазовой музыки в Перми, и посеял их Генрих Терпиловский. Оркестр «перерождался» на глазах, появился ряд новых музыкантов. Вроде бы нас ждала интересная творческая жизнь и дальше. Приступили к подготовке к очередной программе. И вдруг <…> Нам ничего не объяснили тогда, лишь нашему нотному библиотекарю было приказано затушевать в нотах фамилию «Терпиловский» [В.Ф. Гладышев «ТерпИлиада». ГАПК. Ф.р. 1989.Оп.1. Д.2.Л.64-65].
15 июня 1949 года Терпиловского арестовали в третий раз, забрав его прямо с репетиции. Кто-то пустил слух будто бы он, играя на рояле во время концерта, условными знаками передавал агентам, находившимся в зале, секретную информацию о заводе.
В 1953 г. Антонина Георгиевна получила письмо от мужа, извещающее о том, что его сактировали (Сактированный человек - человек, не способный к труду, что засвидетельствовано врачами. Обычно сактированные заключенные уже находились на грани смерти), но почему-то до сих пор держат в лагере. Усилиями жены Терпиловский возвращается обратно в Молотов. В немалой степени этому поспособствовало смягчение режима, последовавшее за смертью Сталина в марте 1953 г.
В Перми Генриху Романовичу вернули руководство над эстрадным оркестром во Дворце культуры им. Сталина, помимо этого он также работал дирижером драматического театра. Оркестр выезжал с концертами на родственные заводы: в Рыбинск, Уфу, Запорожье, по городам области – везде был успех. Никто не верил, что это самодеятельный коллектив. Все концерты начинались вступительным маршем Терпиловского. Также Генрих Романович организовал для своих музыкантов несколько встреч с оркестрами Утесова и Лундстрема. После одного из прослушиваний Леонид Утесов сказал Терпиловскому: «В Союзе два таких оркестра – мой и твой» [В.Ф. Гладышев «ТерпИлиада». Ф.р. 1989.Оп.1. Д.2.Л.66].
Фотография в группе с джаз-оркестром Л.О.Утесова на сцене во время выступления в Перми.1955г. ГАПК. Ф.р.-1989.Оп.1.Д.67.
Однако в конце 1950-х гг. Генрих Романович уходит из оркестра. Среди предполагаемых причин этого непростого решения можно выделить смену руководства завода, повлёкшую перестановку кадров во Дворце. Городская власть и новое начальство усилили цензуру в репертуаре оркестра. Терпиловскому не нравилось, что люди, не имеющие никакого отношения к музыке, диктуют ему и его коллективу свой вкус, и он ушел, занявшись композиторской деятельностью.
Как композитор, Генрих Романович также оставил богатое наследие. Он написал музыку к трём спектаклям Пермского театра драмы, к четырнадцати спектаклям Театра кукол, помимо этого создал музыку трёх балетов, которые были поставлены в Перми и Горьком; симфонию «Амок» по мотивам новеллы Стефана Цвейга (1965), «Уральскую рапсодию» (1955), 15 хоровых произведений, в том числе кантату «Урал» (1957), «Кантату о Перми» (1973), более 100 песен и инструментальных пьес для эстрадных и джазовых составов.
Г.Р. Терпиловский. ГАПК. Ф. р.1989. Оп.1. Д. 57. Л. 9.
Терпиловский знал четыре языка, это позволило ему переписываться с выдающимися джазменами своего времени – Дюком Эллингтоном, Гленом Миллером, Каунтом Бейси и др. В его архиве сохранились пластинки с их автографами.
В последние десятилетия жизни Генрих Романович был весьма известен и активен в артистических кругах: его постоянно приглашался в качестве почетного гостя на джазовые праздники и фестивали. Помимо композиторской деятельности, он активно занимался писательством - был автором статей, очерков, обзоров, рецензий, посвященных музыке и пермским артистам.
16 июля 1988 г. Генриха Романовича Терпиловского не стало. В апреле 1991 г. на доме № 3 по ул. Соловьёва, где он жил и работал, была установлена мемориальная доска. А с 2005 г. в Перми проходит ежегодный фестиваль «Джаз-лихорадка», который всегда открывает исполнение одноименной композиции Г.Р. Терпиловского.
Новость подготовила: Главный археограф Любовь Габова.