Государственный архив Пермского края
Микрорайон Громовский.

Микрорайон Громовский.

Дата : 20 Декабря 2016

Микрорайон Громовский. Микрорайон Громовский.

Микрорайон Громовский.

История посёлка, а затем и микрорайона Громовский началась еще в начале XX в., когда Пермской городской управой в 1908 г. была утверждена застройка Курочкина посёлка. В 1935 г. институт «Гипрогор» разработал детальную планировку посёлков завода №19.

Границы микрорайона - ул. Революции; ул. Куйбышева до ул. Белинского; ул. Лётчика Нестерова; р. Данилиха; ул. Шоссе Космонавтов; ул. Революции.
История посёлка, а затем и микрорайона Громовский началась еще в начале XX в., когда Пермской городской управой в 1908 г. была утверждена застройка Курочкина посёлка. В 1918 г. т. н. Курочкины места были включены в состав Перми. К 1926 г. число дворов в посёлке было 89, число жителей составляло 850 человек.
В 1935 г. институт «Гипрогор» разработал детальную планировку посёлков завода №19 (завода им. Сталина, позже завода им. Свердлова; ныне завод «Пермские моторы»). Одобренный Горсоветом проект начал вскоре осуществляться. На пологом склоне р. Данилиха в 1936 г. началось строительство деревянных домов частного сектора. Новый посёлок получил границу по Комсомольскому проспекту до Курочкина посёлка и отвершия лога р. Данилиха (ныне здесь перекрёсток улиц Белинского и Куйбышева).
Западнее психиатрической лечебницы строящийся завод проложил промколлектор, что заставило снести восемь усадеб Курочкина посёлка, на месте которых от больницы к заводу была построена дорога. После приезда на завод 17 июля 1936 г. лётчика-испытателя М.М. Громова, повторившего маршрут В.П. Чкалова через Северный полюс в Америку, дорога, получив статус улицы, была названа его именем.
В 1937 г. ОКСом завода им. Сталина был разработан детальный проект застройки посёлка Громовский. По решению руководства завода строительство стало вестись силами рабочих, нуждающихся в жилье (с сентября 1938 г. сформировано 12 бригад «строителей-коллективистов»). Каждый участник строительства мог рассчитывать на получение одной комнаты площадью 15 кв. м с удобствами (кухня, туалет, умывальная комната). Строились два типа домов:
1) вроде общежития (2-х этажный дом из деревянного бруса, на каждом этаже коридорная система, с комнатами на одно окно, с общим туалетом и кухней на каждом этаже);
2) двухэтажный и двух подъездный дом на 8 квартир с лоджиями и маленькими балконами.
Посёлок в основном был построен в 1939-1940 гг., в 1944 г. насчитывал около 6 тыс. жителей. Имел собственную котельную, водопровод, горячую воду жители брали из отопительных батарей.
Транспортом пос. Громовский был связан только с заводом им. Сталина. На Комсомольский проспект можно было выйти пешком через студенческий городок по грунтовой дороге. Улицы в посёлке были вымощены булыжником, пешеходные тротуары заасфальтированы. Зелёные насаждения, в основном тополя, поначалу отсутствующие в посёлке, появились до 1950-х гг. В 1950-1960-е гг. пос. Громовский, разрастаясь, поглотил в себя квартал с домами частной застройки, известный пермякам в 1920-1930-е гг. как «Соломинки» (располагался севернее, в районе больницы). После Великой Отечественной войны на главной улице микрорайона построен целый ряд 2-х и 3-х-этажных домов из шлакогипсовых камней. Оштукатуренные, они придали улице нарядный вид и скрыли старые, почерневшие 2-х этажные дома гостиничного типа. В 1955 г. ряды этих домов получают статус улиц: Кагановича (с 1957 г. 2-я Краснофлотская, с 1966 г. Дышинского, в 1980-е гг. исчезла со строительством 9-ти этажных домов, приписанных к ул. Куйбышева), Елькина, Краснофлотская, Глеба Успенского, Нестерова, Седова, 1-й и 2-й Бийский переулки. В 1960-е гг. в посёлке строятся первые пятиэтажки – панельные (между улицами Революции и Механошина) и кирпичные (в начале ул. Елькина, для сотрудников ПНИТИ, в 1966-1967 и 1969-1974 гг.). В 1980-е гг. строятся жилые дома на склоне лога, на специально нарезанных террасах. В 1990-х гг. в Громовском появились первые высотки в 12 и 16 этажей. К сожалению, в 2000-х гг. в микрорайоне всё ещё не снесены последние аварийные бараки (на улицах Краснофлотской, Глеба Успенского, Нечаева и Первом Бийском переулке). В результате микрорайон Громовский является своеобразным «архитектурным музеем», где на сравнительно небольшой территории представлены все этапы архитектурного оформления г. Перми за последнее столетие. Здесь можно увидеть и деревянный домик с наличниками (Соломинки), и купеческую усадьбу начала XX в., и бараки 1940-х, и кирпичные и шлакоблочные дома 1950-х, «хрущ`вки» и «брежневки» 1960-1970-х, высотки 1990-х гг., и сверкающий стеклом и пластиком автоцентр.
На севере микрорайон Громовский выходит на оживлённую магистраль шоссе Космонавтов (до 1965 г. Казанский тракт). Въезжавшие в г. Пермь в начале XX в. экипажи должны были преодолеть реку и крутой подъём на гору. Наверху путников встречали столбы Казанской заставы с двуглавыми орлами, кузни, в которых можно было подковать лошадей, постоялые дворы. Сегодня подъём полог и не так высок. Транспорт идёт по дороге, вырытой в горе. На нечётной стороне, относящейся к Громовскому микрорайону, сохранились несколько бывших купеческих домов: например, в доме № 25 (2-х этажный особняк) до 1917 г. жил купец Лаптев, державший во дворе небольшое бакалейное производство: выпускал пряники, печенье, карамель. Рядом с микрорайоном находятся: автовокзал, контейнерный рынок и рынок «Гача», недалеко и Центральный рынок.
Экономика: трест Уралэнергомонтаж, Пермские городские электрические сети, ОАО «Автоагрегат», Уральское проектно-изыскательское предприятие земельно-кадастровых съёмок.
Здравоохранение: городская стоматологическая поликлиника № 5.
Образование: общеобразовательная школа № 42, вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 5.
Архитектура, достопримечательности: р. Данилиха.

В. В. Семянников