Государственный архив Пермского края
Микрорайон Заимка.

Микрорайон Заимка.

Дата : 19 Декабря 2016

Микрорайон Заимка. Микрорайон Заимка.

Микрорайон Заимка.

Границы микрорайона – р. Кама; восточные границы порта и телефонного завода; ул. Окулова; ул. Дзержинского; ул. Сухобруса; по северной границе ж/д ст. Пермь-2; по железной дороге до восточной окраины железнодорожного моста.

Границы микрорайона – р. Кама; восточные границы порта и телефонного завода; ул. Окулова; ул. Дзержинского; ул. Сухобруса; по северной границе ж/д ст. Пермь-2; по железной дороге до восточной окраины железнодорожного моста.
В 1920-х годах, ведя экскурсию этой части местности, краеведы начинали с того места, где город соединялся с Заимкой. Здесь, в конце улицы Коммунистической, был полуостров, образуемый впадением в р. Данилиху речки Пермяки, близ полотна Горнозаводской железной дороги. В 1960-х годах произошли разительные перемены. Речка Данилиха была забрана в трубу, благоустроена площадь перед заводом имени Ф.Э. Дзержинского (до 1926 г. - завод «Уралсепаратор», а ещё раньше - завод пароходчика И.И. Любимова). Тогда же возведено было и новое здание станции Пермь II (1963 г.).
А теперь зададимся вопросом: что значит слово Заимка? Для этого заглянем в энциклопедический словарь: заимка - поселение и земельный участок вдали от освоенных территорий, занятый кем-либо по праву первого владения.
Пройдя по маршруту трамвая № 3 под насыпью железной дороги, мы попадаем на площадь имени Дзержинского и на одноимённую улицу, которая начинается в конце площади.
С левой стороны - колонны корпуса № 5 Пермского государственного университета. Здание построено в 1910 г. на месте кожевенного завода Алафузовых. Обойдя его слева, мы попадаем на улицу Генкеля. Она названа в честь профессора доктора ботаники А.Г. Генкеля. Это он рядом с университетом на заболоченном пустыре заложил в 1922 г. ботанический сад.
Когда учёный умер, его хоронила вся Пермь. С тех пор ботанический сад стал носить имя своего устроителя. В 1988 г. Пермский облисполком объявил территорию ботанического сада ПГУ имени А.Г. Генкеля памятником природы местного значения.
На нечётной её стороне стоят старинные здания университета. В корпусе № 3, построенном в 1914 г. Н. В. Мешковым для ночлежного дома, а в 1916 г. переданным им университету, расположен геологический факультет.
Стоящий за ним корпус № 2 принадлежит историкам и математикам. Когда-то это было главное здание университета. Возводивший его купец Н.В. Мешков строил дом для неимущих водников в память о своей матери. Проектирование и строительство ночлежного дома было поручено товариществу шведских инженеров "Турольф и К". Начало Первой мировой войны не позволило завершить строительство. В 1916 г. дом просветительных и благотворительных учреждений Е.И. Мешковой вместе с соседними зданиями бани, прачечной (корпус № 4 ПГУ) и электрической станции Н.В. Мешковым был передан университету.
На улице Генкеля в комплексе ПГУ есть ещё одно старое здание, в котором с 1916 г. жили преподаватели и профессора (улица Генкеля, 4). Построено оно предположительно во 2-й половине XIX в. как мастерские И.В. Сорокина.
Рассмотрим теперь освоение Заимки в хронологическом порядке. В октябре 1823 года (по старому стилю) состоялось открытие городской бойни, построенной по указу императора Александра I от 24 июня 1820 г. В указе предписывалось построить в городе Перми "бойницу для колотья скота на устье речки Данилихи и по краю реки Камы". Деревянное здание бойницы простояло до 1954 г., когда началась коренная реконструкция предприятия, которое все в городе знают как ОАО "Пермский мясокомбинат" (улица Дзержинского, 31).
В 1858 г. Пермское губернское правление отвело около устья Данилихи англичанину Г. Гуллету землю, где вскоре другой англичанин, пароходовладелец П. Тет, обосновал механический и литейный завод, который в 1877 г. приобретает коммерческий советник И.И. Любимов. На заводе стали строить суда для всей Волги и даже Каспийского моря.
В 1869 г. известные на Волге и Каме судовладельцы братья Ф. и Г. Каменские здесь же строят литейно-механический завод. Официальное открытие завода состоялось летом 1874 г. Его чаще называли судомеханическим заводом, так как здесь строили и ремонтировали пароходы. Позднее завод стал носить название "Старый бурлак". Летом 1957 г. его объединили с "Коммунаром", и он стал называться заводом подъёмно-транспортное машиностроение "Коммунар" (теперь это ОАО "Коммунар", улица Данщина, 5).
В 1895 г. было решено строить Пермь - Котласскую железную дорогу. Вокзал современной станции Пермь I стал служить вокзалом и для строящейся железной дороги. А для перевозки грузов с пристаней, расположенных на берегу Камы, и для сортировки гружённых товарных вагонов в 1898 г. была сооружена товарная станция Заимка вблизи первого железнодорожного моста через Каму. В 1899 г. началось движение поездов от Перми до Котласа.
Со строительством в 1906-1909 гг. железной дороги Пермь-Кунгур-Екатеринбург станция Заимка была расширена, а 1 ноября 1909 г. состоялось торжественное открытие дороги на новом железнодорожном вокзале. Уже в 1911 г. станция стала называться Пермь II.
Сегодня нам неизвестно точно, какие пристани вошли в начале XX в. в территорию сегодняшнего порта Пермь (Решетниковский спуск, 1). Правда, удалось установить благодаря ветерану Камского речного пароходства В.М. Быкова, что на территории порта находятся постройки грузовой пристани товарищества пароходства и транспортировки груза «Ф. и Г. Братья Каменские».
И действительно, автору публикации на территории порта удалось разыскать старинные корпуса грузовых складов из красного кирпича. На одном из них отчётливо поступали сквозь чёрную краску слова «Бр. Каменские».
А развитие своё Заимка получила в начале XX в., когда здесь были выделены кварталы "назначенные для кожевенных и прочих заведений, смрад и нечистоту производящих".
Пожалуй, только улица Источная сохранила колорит тех далёких времен. А улицы Кожевенная и Салотопенная в 1936 и 1940 гг. соответственно были переименованы в улицы Дзержинского и Лесозаводскую.
Не существует сегодня и целого ряда предприятий когда-то располагавшихся в этих местах. Нет уже кожевенного завода "Труженик", ведущего историю с 1898 г. как завод Н.С. Черемисинова (улица Дзержинского, 12).
В 1936 г. прекратил свою деятельность лесопильный и деревообрабатывающий завод имени Емшанова. Он был основан в 1914 г. товариществом "Постройка" во главе со шведским инженером Рейтердалем. В 1922 г. в честь телеграфиста и первого председателя Совета железнодорожных депутатов, а впоследствии начальника дороги, завод переименовали в «Завод имени Емшанова". После его закрытия заводской клуб был передан линейному комитету железнодорожников Пермского отделения. По неточным данным это здание дошло до наших дней и стоит на углу улиц Дзержинского и Сухобруса (ранее в нём была школа рабочей молодёжи). Сегодня на месте завода железнодорожные склады.
Если пройти по чётной стороне улицы Дзержинского дальше, то немного в глубине можно различить старое здание бывшего паровозного депо, построенное в далёком 1909 г.
Да и вообще, на этой улице немало старинных домов. Взять, например, здание бывшего районного отдела внутренних дел (улица Дзержинского, 3). В нём в 2002 г. открылась социальная гостиница для лиц без определённого места жительства. Говорят, что в 1908 году здание построил для себя тогдашний владелец завода имени Дзержинского, но возможно, что это только слухи.
А вот о том, что на месте ОАО "Пермский мукомольный завод", построенного в 1955 г. (улица Даньшина, 1а), уже в 1912 г. стояла купеческая мельница, есть сведения в архивах.
Из знаменательных для Заимки событий можно назвать также пуск в 1921 г. на берегу Камы, в устье Данилихи, городской электростанции имени Каменева. Позднее эта ТЭЦ № 1 была одной из трех станций снабжавших электроэнергией город Пермь.
Здесь же, на Заимке, в 1935 г. вступила в строй одна из первых в стране фабрик мороженного. А на том месте, где в годы Великой Отечественной войны был построен кулинарный цех (улица Дзержинского, 43) в 1956 г. начал давать продукцию рыбообрабатывающий завод.
На промышленной Заимке нужны были и образованные кадры. В 1902 г. здесь состоялось открытие начального училища имени Н.В. Гоголя, а спустя 10 лет на средства Н.В. Мешкова для этого училища строят специальное здание. Правда, современная молодёжь больше знает расположенные на улице Дзержинского вечерний механико-технологический техникум и училище ПУ № 4.
Добраться до Заимки можно на городской электричке до остановки «Дзержинская» и автобусах до остановки «Станция Пермь 2».
Экономика: ОАО «Пермский мукомольный завод», ОАО «Пермский мясокомбинат», ФГУП «Машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского», ОАО «Пермское отделение Свердловской железной дороги».
Образование: юридический и экономический колледжи, колледж информационных технологий при ПГУ, ПУ №4, открытая (сменная) школа №1.
Архитектура, достопримечательности: мемориальные доски в честь учёных, преподававших в ПГУ, ботанического сада ПГУ имени А.Г. Генкеля.
Литература: Чижов Владимир. Пермь в экскурсиях. Пермь. 1926. С.13-18; Семянников Виктор. Заимка // Пермские квартиры, дома и офисы. 2003, 8 -14 марта.

В.В. Семянников.