Государственный архив Пермского края
Пермская деревянная скульптура.

Пермская деревянная скульптура.

Дата : 24 Мая 2018

Пермская деревянная скульптура. Пермская деревянная скульптура.

Пермская деревянная скульптура.

Пермская деревянная скульптура – часть русской храмовой пластики, повторяющая все этапы её развития. В коллекции Пермской государственной художественной галереи хранится около 400 резных изображений XVII–XIX века.

Пермский край издавна славился искусством скульптуры. IV–IX века – время расцвета так называемого пермского звериного стиля, к которому относятся небольшие литые рельефы из бронзы, использовавшиеся в ритуальных костюмах. Тогда же, очевидно, появились и монументальные изображения языческих идолов, вырезанные из дерева. К XVII веку языческую скульптуру сменила христианская.
Пермская деревянная скульптура – часть русской храмовой пластики, повторяющая все этапы её развития. Главные её черты – монументальность художественных решений, яркая образность, высокое мастерство. В коллекции Пермской государственной художественной галереи хранится около 400 резных изображений XVII–XIX века. Большая их часть собрана экспедициями А. К. Сыропятова и Н. Н. Серебренникова в 1920-1940-е годы на севере Пермской области. Особенно богаты скульптурами были Чердынский, Соликамский, Усольский районы. Произведения деревянной скульптуры имели сакральное назначение. Они входили в художественные ансамбли церквей и часовен, но образы скульптур были реалистически-правдивы и убедительны.
Ранние произведения отличаются плоскостностью и предельной обобщённостью форм. Мало развитые объёмы «дополняются» росписью. Так сделаны замечательные статуи Св. Параскевы Пятницы с предстоящими Варварой, Екатериной из с. Ныроб и Св. Николы Можайского из с. Дубровское. Параскева Пятница считалась в народе покровительницей земледелия, торговли, домашнего очага. Никола Можайский – защитником городов и селений, помощником странников.
Чаще всего в скульптуре изображался страдающий Христос: или распятый, или сидящий в темнице. В этом образе скульпторы с наибольшей силой воплощали свои реальные чувства и представления.
Распятия в пермской скульптуре очень разнообразны. Поклонный крест из с. Вильгорт, сделанный бесхитростно и наивно, соседствует с виртуозно вырезанным Распятием из г. Соликамска. Образ мучительного страдания создается в соликамском Распятии благодаря нескольким искусным приёмам: уплощению торса, удлинению конечностей, бессильному «падению» головы.
С той же правдивостью выполнены скульптуры Христа в темнице. Большинство из них сделано во второй половине XVIII – первой половине XIX века. В мощной скульптуре из с. Усть-Косьва воплощён дух борьбы и протеста. Поражает размах плеч, гордая посадка головы, гневное, решительное выражение лика. Христос из д. Канабеки (ранее – из пос. Пашия) совершенно другой: подавленный, угнетённый, целиком ушедший в себя. Это образ глубокой человеческой скорби.
В XVIII веке пермская скульптура, как и скульптура других русских земель, испытывает сильнейшее влияние европейской пластики. Так возник Господь Саваоф работы Дмитрия Титовича Домнина (1777–1851) – огромная статуя, когда-то венчавшая иконостас в церкви г. Лысьвы. Саваоф, парящий в облаках, в сиянии «славы», держит в руках державу и скипетр. Лик его дышит покоем и силой, а резьба покоряет подлинным совершенством, родственным совершенству античной скульптуры.
Особенно яркое явление провинциального барокко – примитив “шакшерской школы”, сложившейся, очевидно, в конце XVIII – 1-й половине XIX века в нескольких поселениях около Чердыни, древней столицы Прикамья. Произведения шакшерской школы отличаются разнообразием жанров, камерностью форм, повторяемостью приёмов. Особые словно гофрированные складки одежд делают шакшерские скульптуры своеобразными и узнаваемыми.
В ХIХ веке примитив обретает другие более “романтизированные” и праздничные черты. Эти свойства присущи всем скульптурам Никона Максимовича Кирьянова (1860-1906), крестьянина из д. Габова Карагайского района, который, вероятно, учился у карагайского резчика Назария Тимофеевича Филимонова. Для своей деревенской часовни Кирьянов создал около пятисот деревянных скульптур, создав наивный по формам, но высокий по духовному строю ансамбль, достойно завершающий высокие скульптурные традиции края.
Для часовни деревни Габова он вырезал 500 изображений ангелов. Из этого цикла в Пермской галерее хранится Распятие в обрамлении из 34 херувимов и Страстной ангельский чин из 11 фигур. Создавая образ рая, Кирьянов наделяет своих ангелов чертами наивного, но высокого вдохновения.
Влияние стиля барокко сказалось и на развитии декоративной резьбы. Интересны собранные в галерее Царские врата XVII–XIX веков с богатейшими «травными» орнаментами, обильной позолотой и живописными вставками. Искусным исполнением отличается и огромный барочный иконостас с двухслойной резьбой и листовой позолотой, созданный в середине XVIII века для старейшего в Пермском крае Пыскорского монастыря.
Очевидно, что пермские мастера вкладывали в создаваемые образы свой жизненный опыт, своё профессиональное мастерство, свои глубинные мысли и чувства. Поэтому шедевры деревянной резьбы отличаются человечностью и обаянием, неотъемлемыми чертами народной жизни Прикамья.

О. М. Власова