Государственный архив Пермского края
120 лет со дня открытия в Перми железнодорожного моста через Каму

8 Февраля 2019

120 лет со дня открытия в Перми железнодорожного моста через Каму

С момента распада Британской империи Россия сохраняла мировое первенство по занимаемой территории, поэтому вопрос строительства путей сообщения для нее всегда был одним из ключевых, особенно в части установления связей между центральными губерниями и обширнейшими восточными землями. Руководствуясь этим постулатом, 25 февраля (9 марта) 1891 года император Александр III подписал именной высочайший указ о строительстве Транссибирской железной дороги, которая была открыта спустя двадцать пять лет.

Прохождение железной дороги через Пермь было мотивировано необходимостью вывоза сибирского хлеба на экспорт, в порт Архангельска. Строительство началось в 1895 году. Дорога получила наименование Пермь-Котласской, так как конечной точкой была пристань у села Котлас с доступом в Северную Двину.

ФФ.Оп.29п.Д.22. Начальный этап стр-ва ж.д.моста ч-з р.Каму 1897-1898гг Пермь..jpg

Начальный этап строительства железнодорожного моста через Каму 1897-1898 гг. Пермь. ГАПК. ФФ.Оп.29п. Д.22.

Торжественное открытие Камского железнодорожного моста состоялось 27 января (8 февраля по новому стилю) 1899 года. Соединение берегов Камы железнодорожным сообщением не только открыло путь на север, но и подготовило почву для альтернативной дороги на восток, известной сегодня как северный маршрут Транссиба.

Преодоление Камы не было заурядной задачей, будущий мост должен был покрыть километровое расстояние, сохранив при этом все возможности активного судоходства и сплава по реке. Согласно проекту инженера Е.Н. Ададурова, восемь основных пролетов, каждый более ста метров в длину, были установлены на опоры, возвышающиеся в двадцати метрах над водой.

ФФ.Оп.29п.Д.024.Строительство Камского железнодорожного моста у г.Перми. Панорама строящегося моста без первого пролета.jpg

Панорама строящегося железнодорожного моста через Каму. 1897-1898 гг. ГАПК. Ф. ф-29. Оп. 29п. Д. 24.

Стратегическое значение Камского железнодорожного моста в системе транспортной инфраструктуры Прикамья сыграло с ним злую шутку в неспокойные годы гражданской войны. Летом 1919 года силы Сибирской армии белых, стремясь избежать окружения, были вынуждены оставить Пермь наступающим 2-й и 3-й армиям Восточного фронта РККА. С целью замедления продвижения войск красных на восток, вторая большая ферма моста была обрушена с помощью подрыва.

Восстановление объекта началось в том же 1919 году, а завершилось зимой 1920 года, о чем свидетельствует ряд фотоснимков, хранящихся в Государственном архиве Пермского края. Подъем и монтаж сброшенной фермы осуществлялся на упорах из деревянных клеток, заполнивших практически всё пространство между соседними опорами. Работы по восстановлению проходили в суровых условиях уральской зимы.

ФФ.Оп.39н.Д.0115.Л.1. г. Пермь. Железнодорожный мост через р. Каму.jpg

Железнодорожный мост через Каму. Ок. 1900 г. ГАПК. ФФ.Оп.39н.Д.0115.Л.1

В начале 1950-х годов железнодорожный мост через Каму реконструировали, увеличив его пропускную способность путем добавления второго пути. Замена пролетных ферм производилась во второй половине 1980-х годов с использованием буксируемых плавучих платформ с временными опорами. На этих платформах новые пролеты доставлялись буксирами к месту установки. Фотографии фотофонда газеты «Вечерняя Пермь», запечатлевшие этот процесс, сейчас доступны исследователям Государственного архива Пермского края.

ФФ.Оп.29п.Д.308. Этап восстановления Камского моста. 1919. Пермь.jpg

  Этап восстановления Камского железнодорожного моста. 1919 г. Пермь. ГАПК. ФФ.Оп.29п.Д.308.

ФФ.Оп.29п.Д.102. Проходит первый поезд по восстановленному мосту. 1920. Пермь.jpg

Прохождение первого поезда по восстановленному мосту через Каму. 1919 г. ГАПК. ФФ.Оп.29п.Д.102

ФФ.2п.Оп.2п.Д.2779. Демонтаж ферм старого ж.д. моста Пермь. 21 июля 1988.jpg

Демонтаж ферм старого железнодорожного моста через Каму. 21 июля 1988. ГАПК. ФФ.2п.Оп.2п.Д.2779.


Главный археограф научно-исследовательского отдела Михаил Лещёв