Государственный архив Пермского края
60 лет со дня запуска первого троллейбусного маршрута Перми

5 Ноября 2020

60 лет со дня запуска первого троллейбусного маршрута Перми

В середине XX века в системах общественного транспорта городов СССР активно внедрялись троллейбусы. Так, например, в сороковые и пятидесятые годы были созданы троллейбусные системы в Свердловске, Кирове, Казани, Перми.

13 марта 1958 года была утверждена трасса первой очереди Пермского троллейбуса: ДК им. Сталина, проспект Сталина, Комсомольский проспект, улица Краснова, улица Карла Маркса, улица Орджоникидзе, Речной вокзал. В дальнейшем эта трасса была скорректирована – между Комсомольской площадью и улицей Орджоникидзе маршрут первой очереди троллейбуса пролегал только по Комсомольскому проспекту.


Ф.р-176.Оп.5.Д.615.Л.350..jpg

Решение Исполнительного комитета Пермского городского Совета депутатов трудящихся от 13 марта 1958 г. №300 «О первой очереди троллейбуса в г. Перми» // ГАПК. Ф. р-176. Оп. 5. Д. 615. Л. 350.

2 июля 1960 года были установлены тарифы на проезд в Пермском троллейбусе: на одну поездку — 40 копеек; на провоз одного места багажа — 1 рубль.

Ф.р-176.Оп.5.Д.688.Л.21.jpg

Решение Исполнительного комитета Пермского городского Совета депутатов трудящихся от 2 июля 1960 г. №662 «Об установлении тарифа на проезд на троллейбусе гор. Перми» // ГАПК. Ф. р-176. Оп. 5. Д. 688. Л. 21.


Незадолго до начала функционирования троллейбусной системы Перми, 1 октября 1960 года, состоялся первый выпуск курсов водителей троллейбуса при Пермском трамвайном управлении. Двадцать восемь выпускников получили II класс водителя троллейбуса и были зачислены в штат создаваемого троллейбусного депо.


Ф.р-1026.Оп.1.Д.202.Л.217.jpg

Приказ по Управлению Пермского трамвая от 28 октября 1960 г. №163 // ГАПК. Ф. р-1026. Оп. 1. Д. 202. Л. 217.


3 ноября 1960 года решением Исполнительного комитета Пермского городского Совета депутатов трудящихся №1030 был одобрен акт приемки первой очереди троллейбуса со следующими остановками: Поселок им. Сталина, ДК им. Сталина, Комсомольская площадь, Панорамный кинотеатр, сад и. Горького, Политехнический институт, улица Ленина, Художественная галерея, сад им. Решетникова.  Управлению трамвая г. Перми было предписано осуществить 5 ноября 1960 года пробную обкатку троллейбусов с пассажирами на данном маршруте.


Ф.р-176.Оп.5.Д.696.Л.14-16..jpg

Решение Исполнительного комитета Пермского городского Совета депутатов трудящихся от 3 ноября 1960 г. №1030 «Рассмотрение акта технической комиссии по приемке первой очереди троллейбуса» // ГАПК. Ф. р-176. Оп. 5. Д. 696. Л. 14-16.


ФФ.76п.Оп.76п.Д.47.jpg

Жители Перми на торжественном открытии первой городской троллейбусной линии. 5 ноября 1960 г. Фотодокумент // ГАПК. Ф. ф-76. Оп. 76п. Д. 47.


Троллейбусная система Перми расширялась до начала 1990-х годов. Маршруты пермских троллейбусов с 1960 до 1993 года были проложены до Ипподрома, Перми I, Перми II, микрорайона Крохалева, завода «Велта», площади Дружбы и микрорайона Парковый. В отличие от пермского трамвая, пермский троллейбус не имел маршрутов на правый берег Камы.

ФФ.Оп.61п.Д.01648.Л.1.Вид на Комсомольский проспект г.Перми.1961г.jpg

Троллейбус на Комсомольском проспекте.1961 г. Фотодокумент // ГАПК. Ф. ф-61. Оп.61п. Д. 1648. Л. 1.

30 июня 2019 года состоялись последние пассажирские рейсы пермских троллейбусов. А в 2020 году троллейбусный подвижной состав «Пермгорэлектротранса», работавший в Перми на момент закрытия троллейбусного парка, был передан в г. Березники.


Катаев Д.С., главный археограф научно-исследовательского отдела