Государственный архив Пермского края
АрхиFFest: в Перми открылся первый в России архивный фестиваль

4 Декабря 2015

АрхиFFest: в Перми открылся первый в России архивный фестиваль

4 декабря в Государственном архиве Пермского края стартовал первый в России архивный фестиваль «АрхиFFest». В открытии приняли участие представители интеллектуальной, творческой и политической элиты Перми, школьники и студенты из различных учебных заведений города, а также все те, кому небезразлична культурная жизнь Прикамья.

Фестиваль открылся приветственным словом директора Государственного архива Пермского края Андрея Борисова. По его словам, цель фестиваля – сделать архив более открытым, понятным и притягательным для людей. Серия фестивальных мероприятий призвана показать, что архив может быть площадкой для интеллектуальных дискуссий об истории, философии и искусстве, местом, где звучит музыка и проходят творческие встречи с известными людьми города.

Вслед за директором архива с приветственным словом выступила заместитель руководителя Аппарата Правительства Пермского края Галина Бонадрева: «Радует, что Пермский край становится местом рождения новых инициатив, которых еще не было в нашей стране. Вдвойне приятно, что инициатива идет от архивов, которые все сильнее разворачиваются в сторону пользователя, стараются быть более открытыми и привлекательными для молодежи. Примечательно, что в центре фестиваля – человек, личность, персона. Каждое фестивальное событие – это встреча с новым уникальным человеком, что тоже не случайно. Ведь архив – это, прежде всего, люди, их личные истории и судьбы, запечатленные в документах».

Поздравить архив с открытием фестиваля приехал заместитель председателя Пермской городской Думы Юрий Уткин. Он пожелал архиву не останавливаться в экспериментах, продолжать ломать стереотипы, быть всегда современным и актуальным, меняясь вместе с обществом. «Со всей определенностью можно сказать, – подчеркнул Юрий Уткин, – что пермские архивы живут в XXI веке».

От Законодательного Собрания Пермского края поприветствовать участников фестиваля приехала депутат ЗС Елена Гилязова. В своем выступлении она отметила, что если раньше архивы считались чем-то вроде склада или сейфа, а архивариусов почитали за кладовщиков, то теперь архивы оказались в центре очень важных культурных процессов. Архивы – это средоточие знаний о подлинной истории региона и страны. Сегодня очень важно, чтобы молодое поколение учило историю не по учебникам, которые представляют собой интерпретацию истории, а черпало информацию из первоисточника.

После Елены Гилязовой с приветственным словом к участникам фестиваля обратился художественный руководитель Пермского академического Театра-Театра Борис Мильграм. По его словам, в последнее время Краевой архив не перестает удивлять. Сама идея провести в Перми архивный фестиваль доказывает, что быть креативным можно в любой сфере. Пермь – город больших возможностей и творческого потенциала, и это замечательно, что архив становится центром творческого притяжения: здесь играют музыканты, рисуют художники, можно прийти, выпить чашечку кофе и задуматься об истории своей семьи и своих корнях.

Вслед за тем поприветствовала гостей архива исполнительный директор Пермского театра оперы и балета Галина Полушкина: «Наш город богат фестивалями, но фестиваль в архиве выглядит чем-то совершенно уникальным», – отметила она. Кроме того, она пожелала, чтобы «АрхиFFest» как можно скорее преодолел границы города и края.

Официальную часть завершило выступление директора Пермского кампуса Высшей школы экономики Галины Володиной: «Несколько лет назад вся интеллектуальная элита Перми жила надеждой, а пермяки были воодушевлены идеей о том, что Пермь – это культурная столица. Когда возникают такие очаги культурной жизни, как архив, кажется, что идея эта обретает новую жизнь. Архив постепенно становится местом, куда приходит думающая о будущем молодежь. Сегодня здесь много преподавателей и студентов из Вышки, и мы как ближайшие соседи, партнеры и коллеги готовы оказать архиву любую помощь и подставить плечо во всех его начинаниях».


Вечер продолжился творческой встречей с концертмейстером виолончелей оркестра MusicAeterna, руководителем ансамбля Московская академия камерной музыки Игорем Бобовичем.

Известный виолончелист начал с рассказа о том, что подвигло его выбрать карьеру музыканта: «В детстве мне нравилась моя одноклассница, которая поступила в музыкальную школу по классу скрипки. Тогда я тоже решил поучиться музыке. Но я выбрал, как мне тогда казалось, инструмент посерьезнее – виолончель».

Закончив музыкальную школу в Харькове, будущий маэстро поступил в Московскую консерваторию им. Чайковского, а после ее окончания – в Высшую школу музыки и театра в Ганновере. Молодого и талантливого музыканта сразу заметили в Европе. Игорь Бобович рассказал слушателям ряд увлекательных историй о том, как он принимал участие в ведущих Европейских и российских музыкальных конкурсах, становился лауреатом престижных премий.

Особое внимание в своем рассказе музыкант уделил периоду обучения в Германии. Именно в это время он во многом пересмотрел свой подход к исполнению старинной музыки и венских классиков, в особенности музыки Бетховена. На Западе к исполнителю предъявляются не только высокие технические требования, но и требования, связанные с работой над музыкальным текстом. Хороший исполнитель должен уметь проникать в Urtext (изначальный, первозданный текст), быть способным понимать его и интерпретировать. Это основа исторически информированного исполнительства. Разницу между академическим (большой стиль) и аутентичным стилем исполнения Игорь Бобович продемонстрировал на примере сюит для виолончели соло Иоганна Себастьяна Баха.

Рассказ Игоря Бобовича вызвал неподдельный интерес у участников фестиваля, а его обаяние и творческая харизма подкупили аудиторию: музыканта засыпали вопросами об устройстве виолончели и истории инструмента, о музыкальных предпочтениях и творческих планах, о том, нет ли у маэстро собственных сочинений и почему не стоит играть Брамса, как Чайковского.

В завершение встречи маэстро передал в медиатеку Государственного архива Пермского края два музыкальных диска со своими записями.

Смотреть запись онлайн-трансляции.