Государственный архив Пермского края
Памяти Ивана Ивановича Любимова

1 Марта 2019

Памяти Ивана Ивановича Любимова

120 лет назад, 17 февраля 1899 года (1 марта по новому стилю), не стало Ивана Ивановича Любимова – одного из тех, чье имя знакомо каждому, кто интересуется историей родного края. Прожив всего 60 лет, Любимов оставил большой след в истории предпринимательства, местного самоуправления и общественной деятельности Перми.

Иван Иванович Любимов родился в 1838 году. Его отец, Иван Филиппович, Любимов владел канатнопрядильной фабрикой, осуществлял грузоперевозки на пароходах и длительное время занимал пост городского головы Перми. История пароходчиков Любимовых началась в 1855 году, когда И.Ф. Любимов построил первый собственный буксирный пароход «Любимый», переименованный позже в «Пермь». Второй пароход – «Екатеринбург» Иван Филиппович приобрел у судостроительной компании «Гакс и Тет». Тем самым, Любимовы вошли в число первых местных судовладельцев и грузоперевозчиков на Каме. Спустя 22 года И.И. Любимов, принявший дело отца, учредил пассажирское пароходство и организовал регулярные рейсы от Перми до Нижнего Новгорода.

- И. И. Любимов. ГАПК. Ф. р-973. Оп.1. Д.985. Л.1..jpg

Портрет И.И. Любимова. 1896 г. ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 985. Л. 1.

Ремонт и модернизация имеющихся судов, а также строительство новых велось на выкупленном у пароходчика Тета заводе, расположенном близ устья речки Данилихи, на левом берегу Камы. Старый завод, заложенный ещё в 1858 году, был реконструирован, его производство значительно увеличилось и, кроме речного транспорта, на нем стали строится паровые суда для акватории Каспийского моря.

Дело продвигалось успешно: в 1882 году на своем машиностроительном и литейном заводе Любимов строил сразу шесть пароходов, включая пассажирское судно для собственного пароходства, пассажирские пароходы для купцов Якимова и Лунегова, буксирные для купцов Куракина, Ушкова и Корнилова.

Страховой полис И.И. Любимова в Пермском обществе взаимного страхования от огня. 15.03.1895 г..jpg

Страховой полис, выданный на имя И.И. Любимова в Пермском обществе взаимного страхования от огня. 15.03.1895 г. ГАПК. Ф. 113. Оп. 1. Д. 243. Л. 35 об.

ФФ.38н.Оп.38н.Д.11.Параход компании Людимов Пермь..jpg

Пароход «Пермь» компании И.И. Любимова. Ок. 1900 г. ГАПК. Ф. ф-38н. Оп. 38н. Д. 11.

Высокая конкуренция, сложившаяся среди пермских речных перевозчиков, вынуждала их снижать цены на билеты, что совпало с необходимостью совершенствования судов и привело к уходу с рынка неэффективных компаний. Эта участь, в частности, постигла общества «Самолет» и «Кавказ и Меркурий».

ФФ.60н.Оп.60н.Д.255.Дом пермского купца И.И. Любимова в Березниках.jpg

Дом И.И. Любимова на территории современных Березников.

Кон. XIX в. ГАПК. Ф. ф-60н. Оп. 60н. Д. 255.

Конкуренцию Любимову в 1880-х составляли пароходы купцов братьев Каменских, Курбатова, Кузнецова, Лунегова, но деловая хватка «русского американца», как его называли, крепко держала пароходство, и более того, высвобождала средства для инвестиций и благотворительности. И.И. Любимов стал также заниматься солеварением, затем в сотрудничестве с бельгийцем Эрнестом Сольвэ построил первый содовый завод в России.

ФПИ 142.jpg

Реклама пассажирского пароходства «Иван Любимов». Иллюстрированный путеводитель по р. Каме и по р. Вишере с Колвой. Сюзев П. В. 1911. ГАПК. Ф. печ. изд. Д. 142. С. 11 (Об.).

И.И. Любимов был одним из тех, кто участвовал в разработке проектов первой на Урале железной дороги. Его «Записка к проекту Пермско-Уральской железной дороги» вышла в 1870 году. В ней он говорил о необходимости строительства железной дороги от Перми до Екатеринбурга через Кунгур и далее на Шадринск и Тобольск. Однако проект Любимоване нашел поддержку в высших кругах, решивших пустить первую в регионе железную дорогу через горнозаводской Урал.

Обложка Записки к проекту Пермско-Уральской железной дороги И.И. Любимова. Санкт-Петербург, 1870 г. ГАПК. Фонд.печ.изд. 2121.jpg

Обложка «Записки к проекту Пермско-Уральской железной дороги» И.И. Любимова. Санкт-Петербург, 1870 г. ГАПК. Фонд. печ. изд. 2121.

Предпринимательская деятельность И.И. Любимова сочеталась с общественными инициативами и административной работой на благо Перми. Этот неутомимый деятель занимал пост главы города в 1869-1875 и 1876- 1878 годах, основал реальное училище, был попечителем приюта и женской гимназии, выступил одним из главных инициаторов строительства в Перми нового каменного здания городского театра.

Обложка справочника Пароходство Бр. Каменских и Любимова по рекам Волге и Каме. 1900 г. ГАПК. Фонд.печ.изд. №2828к.jpg

Обложка справочника «Пароходство Бр. Каменских и Любимова по рекам Волге и Каме». 1900 г. ГАПК. Фонд.печ.изд. №2828к.



И.И. Любимов скоропостижно скончался 17 февраля 1899 года, находясь в Крыму, и был похоронен на Архиерейском кладбище Перми.

Ф.р-973.Оп.1.Д.1034.Л.11Солеварни Любимова.jpg

Панорама на солеварен И.И. Любимова на территории современных Березников. Конец XIX в. ГАПК. Ф. р-973. Оп. 1. Д. 1034. Л. 11.

Осенью 2018 года в Государственный архив Пермского края поступила фотография «Иван Иванович Любимов и его сотрудники» 1898 года. Снимок передала архиву краевед из Свердловской области Людмила Эммануиловна Денисенко. На снимке размером 45X60 сантиметров указаны имена сотрудников пароходства Любимова на момент съемки.

История фотографии представляет большой интерес. По словам дарителя, летом 2018 года в селе Первомайском Нижнесергинского района Свердловской области при продаже дома был обнаружен снимок, на котором изображен пароходчик Иван Иванович Любимов с сотрудниками своей компании. Покупатель обратился к прежнему владельцу дома Лазарю Николаевичу Ромашеву, чей дед работал в пароходстве Любимова, и передал находку ему.

Впоследствии фотография попала к краеведу Людмиле Эммануиловне Денисенко, которая вместе с ее прежним владельцем приняла решение передать ее на постоянное хранение в Государственный архив Пермского края. В конце 2018 года фотография была отреставрирована и поставлена на учет.


Материал подготовил главный археограф научно-исследовательского отдела Михаил Лещёв