Государственный архив Пермского края
«На базаре совершенно ничего не продают»: дневниковые записи периода войны

17 Февраля 2020

«На базаре совершенно ничего не продают»: дневниковые записи периода войны

Государственный архив Пермского края продолжает серию публикаций эго-документов периода Великой Отечественной войны. Наряду с письмами и воспоминаниями, в фондах архива хранятся дневниковые записи, сделанные в период 1941-1945 годов. Одним из тех, кто фиксировал происходящие вокруг перемены, был Андрей Иванович Чайкин, проживавший в годы войны в поселке Юго-Камский Оханского района Молотовской области (ныне – Пермский район).

Тетради с дневниковыми записями А.И. Чайкина хранятся в фонде р-944 (Чайкин Андрей Иванович - артист, режиссер, театровед). В отличие от дневников предыдущих лет, в период войны автор не сосредотачивается не на своих внутренних переживаниях, но тщательно фиксирует происходящие на фоне войны перемены. Свидетельства Чайкина дают ценную информацию о жизни небольшого поселка в глубоком тылу в период 1941-1945 годов. Находясь в пожилом возрасте, А.И. Чайкин имел свободное время для скрупулезной фиксации действительности, причем его интересовали только факты и цифры, а не причины происходивших событий.

Чайкин1.jpg

Фрагмент дневника периода Великой Отечественной войны А.И. Чайкина. // ГАПК. Ф.р-944. Оп.1. Д.18. Л.3об-4.

Записи А.И. Чайкина похожи скорее на хронику событий, чем на дневник. Из них мы узнаем, что жители Юго-Камска начинают ощущать последствия войны спустя непродолжительное время после нападения Германии на СССР. В частности, в поселке «появились эвакуированные и беженцы из Николаева, Москвы и других мест. В домах жителей началось уплотнение квартир, население заметно увеличилось». С осени 1941 года цены на продукты питания и товары широкого потребления резко пошли вверх, и с тех пор снижение стоимости товаров наблюдалось только в 1944 году. Хлеб и сахар с сентября начали выдавать по карточкам. Ещё более затруднительным стало положение с продуктами с начала 1942 года. В этот период, по свидетельствам А.И. Чайкина, поселок фактически перешел на товарообмен, а вместо наличных денег использовались почтовые марки.

«На базаре совершенно ничего не продают», – констатирует А.И. Чайкин весной 1942 года. Из дневника мы узнаем, что продукты питания не только доставались с большим трудом, но и были зачастую очень низкого качества: местный хлебозавод выпускал хлеб «сырой, кислый, с сором, с коркой, как камень». «В газетах в последних числах апреля 1942 года рекомендуется сахар заменять березовым и еще каким-то соком, кажется, кленовым. От цинги рекомендуют изготавливать настой из хвои и пить по одному стакану в день», – пишет А.И. Чайкин в 1942 году. В 1944 году ситуация обстояла не лучше: «В Осинском районе во многих местах совсем нет хлеба, едят суррогаты: гороховую траву, картофельные очистки. Сушат, мелют и пекут, получается хлеб, черный как уголь с золой».

Чайкин2.jpg

Фрагмент дневника периода Великой Отечественной войны А.И. Чайкина. // ГАПК. Ф.р-944. Оп.1. Д.18. Л.7об-8.

А.И. Чайкин тщательно фиксирует и изменение цен на местном рынке: «Стакан сметаны продают за 20-25 рублей, литр молока – за 25-30 рублей, в продаже нет масла, мяса, мыла, соли, керосина, свечей, одежды и обуви. Пара лаптей – 30-45 рублей», – узнаем мы из записей конца 1941 года. А «в начале декабря 1944 года на базаре пшеничную муку продавали по 65 рублей за килограмм, мясо по 90 рублей, коробок спичек – по 10 рублей».

Помимо высоких цен на продукты, А.И. Чайкин отмечал и различные бытовые неурядицы военного периода: отсутствие лекарств в аптеках и больницах, плохую работу почты («Письма из Молотова в Юго-Камск доставляются через 8-10 дней»), затруднения с транспортом, исчезновение местной газеты «Корчевалка» из-за нехватки бумаги и средств, закрытие в 1943 году бани и прачечной из-за отсутствия мыла. Автора дневника также волнует плохая работа радиоузла, а затем и полное прекращение радиовещания, исчезновение узких специалистов, частое отсутствие света («электричество не светит по 3-5 дней»), плохое качество керосина. Яркими иллюстрациями общей бытовой неустроенности могут служить свидетельства о почти полном исчезновении оконных стекол у жителей поселка («вместо стекол доски и фанера»), а также тот факт, что «за неимением дров многие жители в зиму 1944-1945 годов сожгли свои заборы».

Чайкин4.jpg

Фрагмент дневника периода Великой Отечественной войны А.И. Чайкина. // ГАПК. Ф.р-944. Оп.1. Д.18. Л.12об-13.

Испытывает поселок и другие последствия войны: с 1942 года начинается обустройство лазаретов, становится заметной убыль населения, замена мужчин женщинами и подростками 12-17 лет на многих специальностях, увеличение продолжительности рабочего дня («рабочие на заводе работают по 18-20 часов и часто без выходных дней»). Вместе с тем, не ускользают от А.И. Чайкина и другие черты военной повседневности: новогодний бал-маскарад, работу танцевального клуба в местном кинотеатре.

Начиная с 1944 года А.И. Чайкин начинает замечать положительные изменения. Хотя смертность в местных больницах по-прежнему высока («дети умирают от скарлатины, кори и менингита»), цены на продукты постепенно уменьшаются, а в ресторане Юго-Камского рабочего кооператива «вместо баланды давно уже приготовляют обеды из мяса, круп, капусты, картофеля». В 1945 году «многие гражданки от своих мужей с фронта, из Германии, получают посылки – мануфактура, обувь, трикотажные изделия. Америка посылает многосемейным такие же посылки, но не всем, а по какому-то особому случаю», – отмечает А.И. Чайкин.

Чайкин5.jpg

Фрагмент дневника периода Великой Отечественной войны А.И. Чайкина. // ГАПК. Ф.р-944. Оп.1. Д.18. Л.17об-18.

Заканчиваются записи военного периода короткой записью о праздновании по поводу капитуляции Германии и окончания войны от 9 мая 1945 года. Вместе с тем, автор отмечает, что «в последующие дни в поселке Юго-Камск были призваны в ряды армии несколько граждан, ранее признанных негодными для фронта».


Читайте также: «Вы вступите в хорошую, светлую жизнь»: фронтовые письма в детсад г. Молотов