Государственный архив Пермского края
80 лет Пермскому книжному издательству

26 Августа 2019

80 лет Пермскому книжному издательству

Сегодня свой 80-летний юбилей отмечает Пермское книжное издательство. Основанное 26 августа 1939 года решением Бюро Пермского обкома ВКП(б), издательство стало одним из центров литературной жизни региона, объединившим в себе талантливых и творческих людей – редакторов, переводчиков, художников - иллюстраторов и писателей.

Ф.р-1726.Оп.2.Д.161.Л.2.jpg
«Пермское книжное издательство. Пермская книга». Буклет. Фрагмент. Пермь. 1975 г. / ГАПК. Ф.р–1726.Оп.1.Д.161.

В число тех писателей, кто в своё время сотрудничал с Пермском книжным издательством, входили Виктор Астафьев, Лев Правдин, Владимир Радкевич, Алексей Домнин, Ольга Волконская, Лев Давыдычев, Алексей Решетов, Фёдор Востриков и многие другие пермские литераторы.

В Государственном архиве Пермского края находятся документы личных фондов директора Пермского книжного издательства Людмилы Сергеевны Римской (р-1380), главных редакторов Савватия Михайловича Гинца (Гинцбурга) (р-1588) и Александра Моисеевича Граевского (р-1599), редактора и переводчицы Надежды Николаевны Арбеневой (р-1209) и старшего художественного редактора Маргариты Вениаминовны Дьячковой-Тарасовой (р-1726).

Имеющиеся в личных фондах служебные документы могут рассказать о рабочих буднях сотрудников издательства. В фондах сохранились рецензии, замечания, издательские заключения, рукописи с редакторскими правками, тексты лекций и докладов, рабочие дневники и служебные записные книжки.

Неотъемлемой частью работы редактора является прочтение большого количества рукописей, присылаемых в издательство либо начинающими, либо уже опытными писателями и поэтами, с надеждами на издание своих произведений. Например, в фонде С.М. Гинца сохранилась картотека прочитанных книг с его аннотациями почти на 1500 листах.

Однако не всем мечтам авторов было суждено сбыться. В одном из заключений С.М. Гинц прямо писал: «Не сетуйте, пожалуйста, на нас за столь резкую оценку, но лучше сказать прямо о том, что у вас получилось, чем возбуждать какие-то надежды на опубликование, которые не могут оправдаться».

000002.jpg
Приветственный адрес пермских писателей С.М. Гинцу в день его 60-летия. 20 мая 1963 г. / ГАПК. Ф.р–1588.Оп.1.Д.92.

Следы советской эпохи также можно обнаружить в документах. Так, в докладе С.М. Гинца и А.М. Граевского «Состояние и задачи пермской литературы» от 3 апреля 1963 года, авторы писали, что «Не случайно в нашем Пермском издательстве вот уже несколько лет подряд выходят книжки серии «Рассказы о советских людях», основное содержание которых посвящено вопросу о месте нашего советского человека в общем строю борцов за создание нового общества, вопросу возникновения и вызревания новых коммунистических черт характера нашего современника».

Многогранность творческой натуры сотрудников издательства проявилась в написании собственных произведений. Помимо редакторской деятельности, С.М. Гинц и А.М. Граевский были известны как талантливые журналисты. Увлечения А.М. Граевского путешествиями и краеведением нашли отражение в изданном совместно с географом и краеведом С.Ф. Николаевым справочнике «Окрестности Перми», рассказах «Ночной переход», «На первой рыбалке», повести «Речной узел» и др.

Н.Н. Арбенева не только переводила произведения с французского, английского, испанского и других языков, но и писала собственные стихотворения, рассказы и сказки.

Благодарить М. В. Дьячкову - Тарасову можно не только за высокохудожественное оформление книг Пермского книжного издательства, но и за создание герба г. Перми, придуманного ей совместно с Е. И. Нестеровым.

В фонде С.М. Гинца присутствуют собранные им материалы для книг о В.В. Маяковском, В. Л. и Г. Л. Занадворовых, А.П. Гайдаре, В.В. Каменском. Так, в 1967 году, С.М. Гинцу и Б.Н. Назаровскому, другому выдающемуся главному редактору издательства, была присуждена первая премия литературного конкурса имени А. Гайдара за книгу «Аркадий Гайдар на Урале».

000002.jpg
Выписка из протокола заседания комиссии по проведению литературного конкурса им. Аркадия Гайдара о присуждении первой премии С.М. Гинцу и Б.Н. Назаровскому за книгу «Аркадий Гайдар на Урале». Подлинник. 21 января 1967 г. / ГАПК. Ф.р–1588.Оп.1. Д.21.

Особенный интерес представляют записи рассказов «музы русского авангарда» Л.Ю. Брик о В.В. Маяковском, сделанные С.М. Гинцем в 1942 году во время эвакуации Бриков в Молотове. Известно, что после смерти Маяковского 14 апреля 1930 года, письма Татьяны Яковлевой, знаменитой русской эмигрантки в Париже и другой большой любви поэта, были уничтожены Л.Ю. Брик, которой достался весь архив. Так Л.Ю. Брик вспоминала случай, когда Маяковский узнал о замужестве Т. Яковлевой с виконтом Бертраном дю Плесси: «И вот однажды я получила письмо от сестры из Парижа. И она писала, что женщина эта вышла замуж за какого-то виконта. А в конце письма была приписка: «Только не показывай это письмо Володе». А я читала его вслух, не зная, что там может быть. На него это страшно подействовало. Он ходил разозленный. Потом уехал в Ленинград на другой день. Я очень беспокоилась, как-бы он чего-нибудь не натворил над собой. Я позвонила ему, стала говорить: - Володя, как у тебя, может быть мне лучше приехать к тебе? А он мне ответил: Ничего. Эта лошадь кончилась. Пересаживаюсь на другую. Это была эта Нора (Вероника Полонская – последняя возлюбленная и единственная свидетельница самоубийства В.В. Маяковского)».


Особенная творческая атмосфера царила среда коллектива Пермского книжного издательства. Так М.В. Дьячкова-Тарасова вспоминает начало своей работы в Молотовском книжном издательстве после окончания Львовского полиграфического института в 1955 году: «Я летела в город на Каме в настроении неопределённости и тревоги – нужна ли я в чужом и неизвестном издательстве таком далёком от родительского дома. После первого же разговора с директором издательства Людмилой Сергеевной Римской и главным редактором Бор[исом] Ник[андровичем] Назаровским я поняла, что такой специалист издательству нужен и на меня возлагаются большие надежды. Так сразу я оказалась в интересном коллективе в окружении творческих бессребреников, увлечённых своим делом и его перспективами. Литературными редакторами тогда работали будущие классики пермской литературы и журналистики Л. Правдин, С. Гинц, А. Домнин, А. Крашенников, Л. Давыдычев, Н. Вагнер, О. Селянкин, Т. Солодников, Р. Белов и т.д. Отсюда и та творческая атмосфера, в которой было очень интересно и радостно что-то придумывать, налаживать заново, искать…».

Ф.р-1726.Оп.1.Д.46.Л.1.jpg

Пермские книгоиздатели. Слева направо: главный редактор Пермского книжного издательства Б.Н. Назаровский, редактор Е.С. Красных, художник Е.И. Нестеров, старший художественный редактор М.В. Тарасова, старший редактор детской литературы А.Г. Забзеева, технический редактор Т.В. Дольская. 1963 г. / ГАПК. Ф.р–1726.Оп.1.Д.46.

Несмотря на распространённое мнение о том, что писатели и литературные редакторы представляют собой две непримиримые силы, у многих пермских авторов сложились тёплые и дружеские взаимоотношения со своими редакторами. Так, в фондах сохранились личные переписки, поздравительные адреса и фотографии встреч.

Особую благодарность Н.Н. Арбеневой выразил поэт Борис Ширшов, посвятивший ей стихи «Иногда загрустить отчего-то» и «Когда наперекор весне».

В приветственном адресе С.М. Гинцу в день его 60-летия пермские писатели подчеркнули: «Мы с удовольствием именно сегодня отмечаем эти Ваши таланты, потому что они всегда, всю жизнь служили нашей уральской литературе. И мы надеемся, что так и будет долгие, долгие годы».

Ф.р-1380.Оп.1.Д.82.Л.1.jpg

Дружеский шарж писателя Л. Правдина на Л.С. Римскую. 7 ноября 1948 г. / ГАПК. Ф.р–1380.Оп.1.Д.82.



Ф.р-1588. Оп.1. Д.616. Л. Правдин. Дружеский шарж на С.М. Гинца. 1956..jpg

Дружеский шарж писателя Л. Правдина на С.М. Гинца. 1956 г. / ГАПК. Ф.р–1588.Оп.1. Д.616.


Ф.р-1588.Оп.1.Д.682.Л.1.jpg
Е.Н. Широков, Б.Н. Назаровский, Ф. М. Гинцбург, С.М. Гинц, Н.К. Кашлявик, Г.Н. Плеско, И.П. Царегородцев в квартире у С.М. Гинца. Август 1965 г. / ГАПК. Ф.р–1588. Оп.1.Д.682.