Государственный архив Пермского края
Статья директора Краевого архива опубликована в главном архивном журнале России

18 Января 2016

Статья директора Краевого архива опубликована в главном архивном журнале России


Статья директора Государственного архива Пермского края Андрея Борисова опубликована в свежем номере журнала «Вестник архивиста». Журнал входит в перечень рецензируемых научных изданий ВАК (№1487). Электронная версия статьи также размещена в официальной группе Российского государственного исторического архива в социальной сети Facebook.

В статье «Архив перед вызовами: стратегия развития Государственного архива Пермского края» представлен анализ основных требований (вызовов), предъявляемых современностью архивному делу. Это, прежде всего, требование открытости и доступности, удобства пользования и клиентоориентированности, безопасности и сохранности, смыслопорождения и деятельного участия архивов в формировании исторической памяти общества. Функционирование и развитие современного архивного учреждения невозможно без ответов на эти вызовы. Поэтому сегодня сообществу архивистов необходима новая концепция архивной отрасли, пересмотр представлений о социальной миссии архивов, коренные изменения в «архивной эргономике» и в системе управления архивами.

На кейсе Государственного архива Пермского края показывается один из возможных путей перехода архивного учреждения от старой парадигмы функционирования к новой. В основе классического взгляда на природу архивов лежит концепция «консервативной» сущности архива: архив – это хранилище, его основное и единственное предназначение – хранение и учет документов. При таком подходе конечной целью любого архивного учреждения является документ, создание и поддержание нормативных условий его хранения. Все начинается с документа и им же заканчивается, такова суть «парадигмы хранения» (документоориентированная парадигма).

Новый взгляд на природу архива акцентирует внимание на использовании документов. Речь идет о парадигмальном сдвиге – от документоцентризма к антропоцентризму. Такой сдвиг отнюдь не означает, что хранение уходит на второй план и его значимость принижается. Скорее, здесь следует говорить о том, что хранение дополняется использованием и перестает быть самоцелью; хранение обретает смысл в использовании, находит в нем свое завершение. Принцип «хорошо хранится то, что хорошо используется» освобождает архивы от оков простого воспроизводства, переводя существование архивов в деятельную плоскость. Исходным пунктом и конечной целью архивной деятельности в новой парадигме становится человек. Изменение вектора от документа к человеку, от хранения к использованию, отнюдь не противоречит безопасности. В том-то и заключается организационно-управленческий вызов для архивов, чтобы совместить обеспечение сохранности и эффективное введение документов в пользовательский оборот, тем самым отвечая на экзистенциальный запрос со стороны общества.