Государственный архив Пермского края
Статьи и публикации

«Поэты не бывают областными»

Поэзия всегда подспудна,
Как под снегами звон ручья,
И пересудам неподсудна,
Поскольку собственность – ничья.
В. Радкевич

«Неуютно оставаться «с глазу на глаз» с портретом В. Радкевича. Он втиснут в раму, приближен к зрителю. Душевная трепетность натуры находится в каком-то непримиримом контрасте с чеканными и монументальными пролетами моста, как бы давящими его. Художник не льстит своему герою, обнажая, может быть до беспощадности его душевную неудовлетворенность собой» - так писала в одной из пермских газет Н. Казаринова, искусствовед Пермской художественной галереи о портрете В. Радкевича, написанном художником Е. Широковым.

Да, поэзия «собственность – ничья», она не имеет принадлежности, времени и границ. Но истинный поэт – величайшая редкость, явление уникальное и неповторимое. К сожалению, поэты рано или поздно уходят. Что же остается? Воспоминания друзей, стихи и их черновики – свидетели создания, письма, фотографии, впрочем, ценно все. Государственный архив Пермской области готов предоставить материалы о Владимире Радкевиче. Здесь мы найдем подборки критических статей и газетных публикаций о творчестве поэта, его переписку, записи творческих вечеров, рассказы и воспоминания о нем современников. Обратимся же к архивным материалам, что бы не забывать и ценить то наследие, которое у нас уже есть.

«Сама жизнь – большое и не всегда счастливое испытание для личности, наделенной поэтическим даром. Поэт – не профессия, а состояние, и поэтическая неповторимость – нечто совершенно особое» - таково мнение литературного критика Александра Иванова, высказанное им в полемике о поэзии и поэтах на страницах «Литературной газеты» за 1981 год. Да, поэзия - одна из величайших загадок, и ни одно искусство не имеет так много дилетантов, как литература. И тем более ценно, что здесь же апонент А. Иванова, поэт В. Костров, признает Радкевича одним из лучших поэтов современности.

Любовь к слову досталась ему от матери, преподавателя литературы и русского языка, ей посвящено много стихов Владимира Радкевича, на некоторые из них написаны песни.

Владимир Ильич Радкевич родился в г. Белом Смоленской области в семье учителей. В 1929 году семья переехала в Ржев, где Владимир учился в школе. В 1941 году он вместе с матерью был эвакуирован в с. Шарап Башкирской АССР, где закончил среднюю школу. В годы войны, как и все его сверстники, Владимир Радкевич учился понимать главные ценности жизни – цену мужеству и горю, цену человеческой доброты, цену хлеба, наконец. И это понимание станет потом основой его поэтического мировоззрения и его жизненной позиции. Как говорил поэт А. Домнин на вечере, посвященном 50-летию Радкевича: «Трудно себе представить, но в те годы Владимир Радкевич умел обращаться с лошадью, убирал хлеб вместе с деревенскими ребятами, а однажды, после летней и осенней страды, он получил первый свой гонорар натурой – мешок зерна и гороха – бесценный дар в те голодные годы. Весь путь до дома он не шел, а почти бежал – ему не терпелось поставить перед матерью первый свой заработок».

В 1943 Радкевич переехал в Пермь и поступил на историко-филологический факультет Пермского университета. Алексей Домнин пишет в своих воспоминаниях о нем: «В те годы удивительно творческо-литературная атмосфера была на филфаке, стихи писали почти все ребята. Но к Радкевичу было отношение особое, мы – младшекурсники смотрели на него снизу вверх. Уже тогда было ясно, что Радкевич – это серьезно, что на наших глазах растет самобытный поэт. Уже тогда его стихи перелагались на музыку, и мы любили и пели эти песни».

После окончания университета, до июня 1951 года, Радкевич работал инспектором Пермского областного отдела культуры, затем корреспондентом областного радио. С 1955 по 1957 - он литсотрудник многотиражной газеты «Лесник Прикамья», а в 1958г. – областной молодежной газеты «Молодая гвардия». Еще, будучи студентом университета, В. Радкевич начал печататься в пермских областных газетах. Первые его стихи опубликованы в 1947г., а рождение первого сборника стихов поэта произошло при довольно необычных обстоятельствах. Как-то К.В. Рождественская (тогда ответственный секретарь Пермского отделения Союза писателей) попросила В. Радкевича прочесть свои произведения. Он читал свои стихи около двух часов, после чего Рождественская сказала, из всего, что она здесь услышала, можно составить сборник. Судьба первой книги молодого поэта была решена. Так в 1951 году появилась первый сборник стихов В. Радкевича с символичным названием «В добрый путь», изданный Пермским книжным издательством.

Печатался Радкевич и в московских журналах. Стихи из сборника «Над Камой» были переведены на китайский язык и передавались по пекинскому радио. В 50-е годы вышли сборники: «Разговор о счастье» (1955), «Просека к солнцу» (1958). В 1959 году Радкевич был принят в Союз писателей СССР. В 1964 году выходит новый сборник его стихов «Под звездами», в 1968г. - «Уральская Лирика», в 1972г.- «Камский мост», в 1977- «Избранное».

Современники Радкевича считали его первооткрывателем коми-пермяцкой поэзии для русского читателя, поскольку им было сделано очень много талантливых переводов произведений коми-пермяцких поэтов. Коми-пермяцкий писатель Иван Алексеевич Минин отмечал, что до переводов Радкевича читатель столь широко не соприкасался с коми-пермяцкой литературой. Поэт занимался также переводами стихов украинских и латышских поэтов.

В содружестве с композиторами Евгением Радыгиным и Аркадием Трухиным, чьи песни слышали в Болгарии, Венгрии, Франции написаны песни: «Рябиновый вальс», «Если любишь ты», «Все еще горит костер рябиновый». Песни на стихи Радкевича исполнял Уральский государственный народный хор, артисты Свердловской филармонии.

1984 год стал весьма плодотворным для поэта. В московском издательстве «Детская литература» увидели свет два коллективных сборника – «Двенадцать дорог» и «Была война». В них собраны стихи поэтов послевоенного поколения. Наряду со стихами Евтушенко, Матвеевой, Кострова, в этих книгах крупными подборками стихов представлено и творчество поэта В. Радкевича. Также подборка стихотворений Радкевича «Пермская земля» была опубликована в выпущенном издательством ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» альманахе «Поэзия» № 21. В нем - стихи, посвященные Уралу, его природе, богатству, истории.

Современники называли Радкевича певцом Урала и Камы. О приверженности его к этой теме свидетельствует вышедшая в том же 1984 году в Пермском книжном издательстве книга «Равновесие». В. Радкевич и редактор сборника Надежда Гашева отобрали наиболее характерные стихи для всего творчества поэта. В этой книге «уравновешено» все и подбор стихотворений по темам и их значительность.

Пристрастная любовь к родине у Владимира Радкевича не имеет границ. Тема Родины, Урала, красной нитью проходит через все творчество поэта, как, впрочем, и тема Матери, как некого всеобъемлющего начала. Вообще Радкевич чаще всего и, прежде всего, выступает как поэт-публицист, зачастую в произведении не ограничиваясь только одной темой. Примером тому могут служить следующие строки из стихотворения «В утренней электричке»:

Она сидела в электричке
Совсем одна среди парней.
Младенца розовое личико,
Как к солнышку тянулось к ней.
И в мире том, что нам неведом.
Для малыша недель шест
Являлась мать Землею, хлебом
Началом млечного пути.
......................
Ребенок спал под стук колесный
И до поры не понимал,
Что на него, как старый крестный,
В окно поглядывал Урал.
Вздыхал, в огнях мартенов грелся
И ранним небом голубел,
И голубой вагон на рельсах
Качался, словно колыбель.

В одной минутной жанровой сцене поэт увидел многое, а главное – сумел это передать. Здесь органично переплетаются, образуя единое целое, сразу несколько линий: тема Родины и материнского начала, нельзя не заметить еще одну нить, характерную и для всего творчества Радкевича, - тему труда, свойственную, впрочем, произведениям многих поэтов, чье творчество развивалось в 50-е, 60-е годы. Масштабность, глубина и точность – вот, что определяет поэзию Радкевича.

Писатель Лев Давыдычев в предисловии к его избранным стихам сказал о главном – о его добром сердце. Подметил и то, что отличает пусть самого блестящего версификатора от поэта: «Радкевич в стихах и в жизни – это одно лицо. Ему не приходилось тщательно продумывать свою литературную судьбу, биографию своего лирического героя, чего-то там додумывать или чего-то осторожно недоговаривать. Живая человеческая личность со всеми ее грехами и святостями, со всеми падениями и высокими взлетами кричит у Радкевича, высказывается вся, ясно, спокойно, глубоко. О многих и многих драгоценных фактах нашей жизни, нашей истории напомнил нам В. Радкевич как поэт-публицист. И сделал это не бенгальским холодным языком, а очень поэтически и очень по-человечески».

Друг Байрона, поэт и философ Шелли сказал, что поэты –непризнанные законодатели мира. В действительности мир гораздо полнее и разнообразнее творчества любого поэта, даже гениального, он не может целиком уместиться в поэтических произведениях. И все-таки поэты несли и продолжают нести в мир какие-то свои законы. О Владимире Радкевиче его друзья и современники говорили, в частности пермский поэт Дмитрий Ризов в статье «Очарованный пленник Урала», посвященной творчеству В. Радкевича, «он несет в мир законы строгой человеческой чести, высокой порядочности, поэтому и тон его поэзии высок».

Поэты уходят, что же остается? Слова, переплетенные в замысловатые фразы, заметит скептик. Что слышат и понимают поэты? Об этом говорит Алексей Решетов в стихотворении, посвященном Радкевичу:

Родная речь, прямая речь…
Но есть еще и речь иная.
Кому в сырую землю лечь
Приходит время – ей внимают.
Зашелестит вокруг листва
Или пчела прильнет к могиле,
И ты услышишь те слова,
Которых мы не проходили.

Владимир Радкевич ушел из жизни в 1987 году. Материалы его фонда поступили в Государственный архив Пермской области от его жены З. Радкевич.