(ГАПК, Ф.715,оп.1,д.2. Писцовые копии. Уставная скоропись).
«От царя и великого князя Алексея Михайловича в Сибирь на Верхотурье во¬еводе нашему Рафу Родивоновичу Всеволожскому да подьячему Олексею Маркову.
По нашему указу велено послать в Сибирские городы из Казани с казанских кабаков две тысячи ведр вина, да из Нижнего Новагорода с нижегородских кабаков три тысячи ведр вина, и обоего - пять тысяч ведр вина горячего - до Соли-Камской - в су[дах]...
Нижегородское вино для отмер[а] с нижегородским целовальником, а казанское вино с казанскими цел[о]валъники и с провожатыми. А от Сол[и]-Камской то казанское и нижегородское вино - пять тысяч ведр - велено отвезти на Верхотурье усолъцам и чердынцам посадским и сошным людям и отдать вам на Верхотурье.
И о том от нас к Соли-Камской к стольнику нашему и воеводе ко князю Петру Прозоровскому писано. И в нынешнем же во 5158-м (1649) году октября в 9-й день писали к нам из Казани боярин наш и воевода Глеб Иванович Морозов с товарыщи, что они из Казани казанское вино - две тысячи ведр - отпустили к Соли-Камской с казанцем, сыном боярским, с Прокофъем Барсуковым да с казанскими целовальниками с Ивашком Ивановым с товарыщи.
А из Нижне[го] стольник наш и воево¬да князь Петр Долгорукой да дьяк Иван Чи-стово писали к нам, что они из Нижнего нынешнею осенью вина послать неуспели.
И как к вам ся наша грамота при¬дет, а казанское вино - две тысячи ведр -от Соли-Камской
стольник наш и воевода князь Петр Прозоровской на Верхотурье к вам пришлет, и вы б то казанское вино велели от казанским целовальников при¬нять на отмер (между строчек: ив то ведро, которое нами из Казани послано) верхотурским целовальникам. А приняв, ве¬лели то вино поставить в нашем казен¬ном амбаре и беречь до нашего указу.
А в которые Сибирские городы с Верхотурья то вино послать и о том к вам будет вперед писан на Москве.
Лета 7158-го (1649) октября в 20 день».
«От царя и великого князя Алексея Михайловича в Сибирь на Верхотурье во¬еводе нашему Рафу Родивоновичу Всеволожскому да подьячему Олексею Маркову.
Писано от нас к вам на перед сего: по нашему указу послано в Сибирские городы из Казани с казанских кабаков две тысячи ведр вина горячего в меденой спуск с нашего московского, новые чети с приимочного с казенного ведра - до Соли-Камской в судех водяным путем с казанскими цело¬вальниками с провожатыми. А от Соли-Камской велено то вино отвезти в Сибирь на Верхотурье Соли-Камской и чердынским посадским и уездным сошным людям по нынешнему первому зимнему' пути. А на Верхотурье то вино велети б вам принять у казанских целовальников верхотурским целовальникам на отмер в то же присылъное меденое ведро и устроить в амбарех до нашего указу.
И ныне указом есме то вино с Верхотурья послать в Тоболеск с верхотурскими же целовальниками. И присылъное меденое ведро, которое с тем вином на Верхотурье из Казани прислано для отмеру послать в Тоболеск с тем же вином вместе.
А в Тобольску и до всех Сибирских городех и острогах указали есмя то вино продавать тутошним сибирским служилым и жилецким, и приезжим торговым, и промышленным, и всяким людям по три рубли ведро.
А сколько ведр того вина продать в Тобольску и из Тобольска в иные Сибир¬ские городы послать, о том от нас писа¬но в Тоболеск к стольнику нашему и вое¬водам к Василъю Шереметеву с товарыщи и роспись под нашею грамотою, к ним посланной. А по росписи довелось того вина послать из Тобольска в Туринской острог - восемьдесят ведр, на Пелым -двадцать ведр, на Тюмень - двести ведр.
И как к вам ся наша грамота при¬дет, и вы б того нашего казанского при-сылъного вина послали нынешним зимним путем с Верхотурья в Тоболеск с верхотурским добрым сынами боярскими, служилыми людьми и целовальниками - тысячу семьсот ведр; в Туринской - восемь¬десят ведр; на Пелым - двадцать ведр; на Тюмень - двести ведр, на ямских подводах незамотчав никоторыми делы.
Да и присылъное меденое ведро послали б есте для отмеру в Тоболеск. А в Туринской, и на Пелым, и на Тюмень с того присылъного меденого ведра послали деревянные спуски заорля (?) и велели то вино в Тобольску и в Туринском, и на Пелыме, и на Тюмени.
И в Тоболеск к стольнику нашему и воеводам, и к дьякам о приеме того вина писано ж. А в котором числе и с кем имян-ны целовальники то вино и меденое ведро в Тоболеск и в Туринской, и на Пелым, и на Тюмень - спуски пошлете, и вы б о том пи¬сали к нам, к Москве. А отписку велели по-дать в Сибирском приказе боярину нашему князю Алексею Никитичу Трубецкому да дьяку нашему Григоръю Протопопову.
Писал на Москве лета 7158-го (1649) декабря в день».