Государственный архив Пермского края
Статьи и публикации

1025 лет Крещения Руси

Когда-то князь Владимир свой народ
Укутал верой, принесенной с Византии…
Под алой мантией, согрев славянский род,
Он заложил в умах величие России…

Храня историю, той …Киевской Руси,
Мы собираем веры истинной обломки…
Уже одиннадцатый век… нам крест нести
Дай Бог, помогут православные потомки.

                                                                      В.Кухарь

1025 лет отделяют нас от события, которое трудно переоценить. Киевская Русь долгие годы оставалась языческой. Князь Владимир посылает своих послов по разным странам, чтобы те узнали , какая религия праведная.

Вернувшись, те с презрением отзывались обо всех религиях, кроме православия. После этого Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, а главного - Перуна сбросить в Днепр. Тем временем духовенство во главе с Митрополитом Михаилом, назначенным Константинополем управлять новой русской церковью, проповедовало православную веру. Продолжая политику христианизации державы, Владимир приглашает греческих мастеров для строительства храмов. С их помощью в Киеве был построен первый каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь своей духовной силой способствовала объединению русичей, формировала их историческое единство. Православие способствовало приобщению языческой страны к тысячелетней христианской истории, показывало новые культурные и духовные ориентиры.

5 июня 1988 г. русская православная церковь отметила тысячелетие крещения Руси. 8 июня 1988 г. Пермская газета «Звезда» опубликовала сообщение Совета Министров СССР о событии, которое еще несколько лет назад казалось невероятным. Совмин СССР поздравил участников Поместного собора Русской православной церкви в Москве и верующих советских граждан с «1000-летием введения христианства на Руси, крупным событием в отечественной истории, в развитии русского государства и культуры». В сообщении отношения между церковью и государством характеризовались как нормальные, подчеркивалось единство всех трудящихся, вне зависимости от религиозных убеждений, а насилие над убеждениями людей признавалось недопустимым.

Празднование 1000-летия православия показало, что православная церковь, которую в советские годы принято было считать «отмирающим институтом», жива и имеет миллионы приверженцев. После торжественного юбилея, в конце 1980-х гг., началась новая волна движения за возвращение храмов, охватившая и Пермскую область. Так в г. Перми уже в 1989 г. решением горисполкома была возвращена верующим Успенская церковь, в 1990 г. – Петропавловский собор, в 1991 г. – Вознесенская (Феодосиевская) церковь.

В Государственном архиве Пермского края хранится немало документов по истории православия: это фонды Пермской духовной консистории (1714 - 1929 гг.), Правления Пермского архирейского дома (1718-1918 гг.), Екатеринбургского, Камышловского, Соликамского, Чердынского духовных правлений (1719-1883 гг.), 10 монастырей и 4 соборов, в том числе Пермского кафедрального Спасо-Преображенского и Петро-Павловского собора г.Перми, 83 церквей Ведомства православного исповедания.

Богаты и интересны фонды учебных заведений: Пермской духовной семинарии, Пермского и Соликамского духовных училищ, Пермского епархиального женского училища.

Архивом выпущено справочно-информационное издание «Православные святыни земли Пермской», где представлена история 45 соборов, церквей и часовен Пермской епархии с XVI по XX век, в том числе исчезнувшим, справочник «Из истории религии в Прикамье», который включает архивные документы по истории развития религии в Пермской губернии.

В фотофонде архива имеются фотографии представителей духовенства во время закладки собора на Белой Горе, богадельни в Ныробе в память боярина М.Н.Романова, участников съезда духовенства и церковных старост, портреты священнослужителей Перми и Урала, храмов и соборов Перми и Пермской губернии.