Государственный архив Пермского края
Статьи и публикации

Юные фронтовики Прикамья

Одной из важных задач архивов является популяризация документов, знакомство общественности с малоизученными историческими фактами. Немалую роль эта деятельность играет в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, сохранении памяти о героизме советских людей в ходе Великой Отечественной войны (1941 – 1945 годов).

К этому наиболее значимому событию в военной истории нашей страны в XX веке Государственный архив Пермского края обращался уже не раз. В частности, к 60-летию Победы архивом были выпущены сборники документов «Пермская область накануне Великой Отечественной войны» и «Пермская область в годы Великой Отечественной войны», созданные на основе рассекреченных незадолго до этого документов тех лет. Также архивом были изданы материалы научно-практических конференций «И помнит мир спасенный…», «Генерал Солдатов: жизнь, ставшая легендой», сборник статей «Война глазами женщин и детей».

В архиве в фонде № р-1696 «Архивная коллекция документов ветеранов Великой Отечественной войны» хранятся материалы участников Великой Отечественной войны – жителей Пермского края. Эти документы могут поведать нам о многих фактах, до настоящего момента недостаточно представленных в публикациях на тему Великой Отечественной войны.

В данной статье мы затронем малоизвестный эпизод из истории Великой Отечественной войны, связанный с участием в ней детей.

Всем хорошо известно, что в годы Великой Отечественной войны наш Пермский край (в то время – Молотовская область) служил местом эвакуации из областей СССР, оккупированных врагом и находившихся в прифронтовой полосе. Среди эвакуированных было немало детей.

Однако с нашим краем связана судьба также некоторых юных героев войны, кто, будучи еще ребенком, участвовал в вооруженном отпоре немецко-фашистским войскам.

Одним из наиболее героических примеров участия наших земляков в Великой Отечественной войне является Соловецкая школа юнг, где училось значительное количество уроженцев Пермского края (в то время – Молотовской области). 25 мая 1942 года Народный комиссар Военно-морского флота СССР адмирал Н.Г.Кузнецов подписал приказ о создании школы юнг. Школа со штатной численностью переменного состава в 1500 человек должна была дислоцироваться на Соловецких островах в Белом море .

В Соловецкую школу юнг принимались юноши 15-16 лет, имеющие образование 6-7 классов, на исключительно добровольной основе. Преимущество при отборе отдавалось воспитанникам детских домов . Из юнг готовили специалистов различного профиля: боцманов флота, рулевых, радистов, артиллерийских и торпедных электриков, мотористов.

Из Молотовской области по разнарядке ЦК ВЛКСМ в Соловецкую школу юнг разрешалось ежегодно набирать по 100 юношей. Но уже в 1942 году ушло 122, а за три военных года (1942-1944) - 365 человек. Заявлений с просьбами направить в школу юнг за это время в райкомы комсомола и военкоматы поступило более тысячи.

Среди юнг Соловецкой школы – уроженцев нашего края, был и Иван Васильевич Неклюдов . Жизнь подвергла его испытаниям в самом раннем детстве. Лишившись родителей, Иван воспитывался в Оханском детском доме.

У Неклюдова рано проявились незаурядные музыкальные способности. Он был трубачом в оркестре детского дома. А в 1939 году, в возрасте 12 лет, Неклюдов становится воспитанником 416-го Кунгурского стрелкового полка – «сыном полка». Здесь его также включают в состав военного оркестра в качестве кларнетиста.

Начало войны застало полк у самой границы СССР в Белоруссии. Первую бомбежку Иван и другие воспитанники 416-го полка испытали в первый же день войны 22 июня 1941 года. Вражеский самолет сбросил шесть бомб и улетел. Потом бомбили ежедневно. Передовая была совсем рядом.

Неклюдов некоторое время принимал участие в боях с немецко-фашистскими захватчиками, затем его возвратили в Оханский детский дом.

Осенью 1942 года Иван, наряду с пятью другими добровольцами из Оханского района (из них 4 были воспитанниками детского дома), поступает в Соловецкую школу юнг, решив навсегда связать жизнь с морем . На Соловецких островах, в непосредственной близости от фронта, недалеко от Полярного круга, на долю мальчишек выпали серьезные испытания.

Школы как таковой не было, ее надо было строить. Ребята по 12-14 часов в сутки долбили мерзлую землю – рыли котлованы, валили, таскали на себе лес, корчевали пни – строили землянки, клуб, столовую и другие необходимые для будущей школы юнг помещения, одновременно овладевая морскими и специальными знаниями .

А над головой то и дело гудели немецкие самолеты. Неклюдов вместе с другими юными добровольцами принимает участие в отражении налетов гитлеровской авиации, уничтожении фашистских лазутчиков, диверсантов, ликвидации возникавших в результате бомбежек лесных пожаров.

Несмотря на все трудности, школу Неклюдов закончил на одни пятерки. После окончания школы Неклюдова распределили на Тихоокеанский флот. Юнгой ему служить не пришлось. Ивана Васильевича сразу назначили командиром отделения мотористов на торпедный катер, но все называли его юнгой, поскольку он был еще безусый.

С 1944 года Неклюдов служил водолазом в бригаде подводных лодок, в 1945 году принимал участие в боях с Японией . Награжден орденом Отечественной войны II степени, несколькими боевыми медалями.

Ровеснику Неклюдова, его однокашнику по школе юнг, также воспитаннику Оханского детского дома и «сыну» 416-го полка Валентину Боброву довелось однажды на фронте буквально заглянуть смерти в лицо . После Соловецкой школы юнг его направили на Северный флот, где Бобров принимал участие в боевых действиях. В августе 1944 года тральщик, где служил Валентин, сопровождал транспорт «Мария Раскова». Во время похода разгорелся жестокий морской бой. Тральщик был потоплен, Валентина посчитали погибшим.

Но ему повезло. Четверо суток Бобров вместе с командиром тральщика Михаилом Воробьевым болтался в море на изрешеченной пулями и осколками шлюпке. На пятые сутки моряки встретили в море еще одну шлюпку, на которой было 23 человека. Борьба со стихией, без пищи и без воды, продолжалась еще двое суток. Из числа потерпевших крушение Валентин был самым молодым и потому старался работать лучше других. Чаще других брался за весла, а когда его подменяли, начинал вычерпывать из шлюпки воду. О том, что их всех ждет впереди, Бобров старался не думать.

На седьмой день моряков подобрал гидросамолет. За героизм и мужество юнга Валентин Бобров был награжден орденом Красной Звезды.

Некоторым юным бойцам-пермякам не довелось увидеть победу советского народа в Великой Отечественной войне. Однажды в 1942 году в здание пермского Дворца пионеров на комиссию для отбора в Соловецкую школу юнг пришел Володя Дьяков - мальчик в непомерно большой отцовской фуражке, с серьезным взглядом из-под черных кустистых бровей. «Если не примите, все равно на фронт убегу. Бить фашистов хочу», - смело заявил он комиссии .

Его приняли. Соловецкую школу юнг по специальности моториста Дьяков закончил на «отлично». Затем как передового курсанта Володю (по его желанию) откомандировали на Балтийский флот, в 1-ю Краснознаменную Ордена Нахимова 1-й степени бригаду торпедных катеров.

Дьяков вместе с другими моряками участвовал в атаках на вражеские корабли, минных постановках в акваториях врага и на коммуникациях, в десантных операциях при освобождении Таллина, островов Эзель и Даго, взятии порта Пиллау и острова Борнхольм. «За мужественное поведение при потоплении миноносца противника и напряженную работу по спасению катера достоин награждения орденом Отечественной войны 2 степени», - писал 20 июня 1944 года в наградном листе Дьякова его командир, капитан 3 ранга Осипов .

Но получить орден моряк не успел. В ночь на 1 июля во время боя в Финском заливе Владимир Дьяков погиб. Орден Отечественной войны II степени был присвоен ему посмертно в 1947 году. Ныне орден хранится в Пермском краеведческом музее.

«Со всей страны прибыли мы учиться в школу, кто-то «сбежал на фронт», а кто-то, уже испытав себя в схватке с противником, вместо характеристики привез с собой боевые награды», - вспоминал много лет спустя воспитанник Соловецкой школы Владимир Георгиевич Лыков.

Когда началась война, он жил в городе Чусовом. Очень хотелось на фронт, но не подошли годы. Когда была создана Соловецкая школа, 16-летний доброволец Володя Лыков добился получения комсомольской путевки. Он учился в составе первого набора школы, вместе с Валентином Пикулем, впоследствии – знаменитым писателем .

В 1943 году, после получения специальности электрика, Лыков был направлен на эсминец «Славный» Балтийского флота. За время войны эсминцем была потоплена подводная лодка, сбито два самолета, уничтожено 11 батарей противника. Владимир Георгиевич Лыков, дослужившийся на «Славном» до звания старшины второй статьи, был награжден орденом Отечественной войны II степени и несколькими медалями, среди них – «За оборону Ленинграда».

История Соловецкой школы юнг – яркий пример героизма в борьбе с врагом, угрожавшим самому существованию нашей страны. В этой великой войне свои жизни отдавали и дети, казалось бы, еще не готовые к подобным испытаниям. Подобные факты рано сформировавшегося беззаветного патриотизма могут служить хорошим образцом для патриотического воспитания подрастающего поколения современной России.


1 ГКБУ «ГАПК». Ф.р-1696. Оп.1.Д.490.Л.2

2 Там же.Л.3

3 ГКБУ «ГАПК». Ф.р-1696. Оп.1.Д.491. Л.26

4 Там же. Л.3

5 Там же. Л.27

6 Там же. Л.26

7 Там же. Л.3

8 Там же. Л.26

9 Там же. Л.5

10 Там же.

11 Там же. Л.22

12 Там же.