Государственный архив Пермского края
Статьи и публикации

Пермь: на вторых ролях?

(1923-1938)

 

К середине 20-х годов XX века Пермь, как и другие, ставшие теперь советскими, города пыталась оправиться от Гражданской войны и переосмыслить свое положение на карте страны. Облик города, который в 1923 году утратил статус губернского и стал окружным, а затем районным центром сначала огромной Уральской, а позднее Свердловской области, остался практически таким же, как и до революции. Тем не менее, столь резкое падение административного значения города не повлияло на оптимизм составителей справочника «Вся Пермь» за 1925 год. У них не было сомнений в его блестящих экономических перспективах, поскольку он находился на оживленном перекрестке водных и железнодорожных путей[1].

В городах Перми и Мотовилихе вместе взятых проживало тогда около 100 тысяч человек. При этом авторы справочника справедливо отмечали, что Мотовилиха «составляет как бы пригород Перми и в будущем, несомненно, сольется с городом»[2]. Из почти 70 тысяч пермяков 46,4% составляли в это время мужчины, 53,6% – женщины. 33,6% населения Перми имели статус служащих, рабочих было всего 26,4%, 17,3% официально числились «иждивенцами государственных и общественных учреждений»[3].

Оптимизм советских статистиков оправдался: спустя всего лишь четырнадцать лет число пермяков значительно увеличилось и в декабре 1939 года превысило 255 тысяч человек. Структура городского населения также сильно изменилась[4]. Оправдались и предсказания о слиянии Перми и Мотовилихи. 13 июня 1927 года внеочередной Пленум Пермского Горсовета принял историческое решение об их объединении[5], 14 октября того же года они официально стали единым целым. Однако объединенный город просуществовал всего четыре года: 3 августа 1931 года в соответствии с постановлением Уралоблисполкома из состава Перми был выделен город Молотово, включавший в себя территорию бывшей Мотовилихи. При этом общая транспортная и иная инфраструктура, включая Большекамский водозабор, осталась в ведении Коммунального треста Перми[6]. Вновь в состав города Перми Мотовилиха вернулась лишь 3 октября 1938 года.

В середине 1920-х годов пермский жилищный фонд состоял из 2841 муниципального здания и 4833 частных домов, в основном, деревянных. На одного пермяка приходились в среднем 1,4 квадратных сажени, то есть чуть более 6 квадратных метров жилья[7]. Но ситуация постепенно менялась: в 1924-1925 годах кооператив железнодорожников построил Рабочий поселок при станции Пермь II, другие объединения, среди которых «Первомайское», «Нефтяник», «Резинщик», «Разгуляйское» создали на паевых началах жилые массивы в разных частях города, введя к 1928 году 1333 квадратных метра жилых площадей[8].

В 1927 году в Мотовилихе началось строительство социалистического городка – Рабочего поселка, были возведены первые девять двухэтажных деревянных домов будущего микрорайона. Вслед за ними появились четырехэтажные каменные дома с большими коммунальными квартирами и общими кухнями. Инфраструктура поселка включала в себя централизованное отопление и водоснабжение, но кухонные плиты еще работали на дровах[9]. Его расположение на пустоши позволило архитекторам предложить планировку, основанную на самых передовых научных представлениях[10]. Автором проекта стал академик архитектуры С.Е. Чернышов[11]. Вместе с жильем возводились обслуживающие предприятия: баня-прачечная, поликлиника, гостиница, гараж и другие.

Именно Рабочий поселок Мотовилихи явился одним из примеров нового советского архитектурного стиля – конструктивизма, прекрасными образцами которого стали такие здания, как Дом техники, Дом связи, фабрика-кухня, гостиница «Металлург», жилой Дом специалистов. В то же время в центре Перми в этом же стиле были построены Узел связи Камского речного пароходства, Дом Горсовета, гостиница «Центральная», Дом чекистов и другие[12].

Творцы советского конструктивизма верили во взаимосвязь между свежими веяниями в архитектуре и воспитанием новой личности – той, в которой нуждалось государство в конце 1920 – начале 1930-х годов. В это же верили и представители немецкой архитектурной школы Баухауз. В 1932 году Пермский горисполком утвердил проект первого города-спутника Перми – Закамска (Нижне-Курьинска). Автором проекта стал второй директор Баухауза – швейцарский архитектор Ханнес Мейер. Согласно планам Мейера, новый соцгород должен был располагаться на берегу Камы в сосновом бору, с ровным рельефом и хорошими почвами[13].

Накануне Второй мировой войны началось обсуждение еще одного крупного проекта застройки на Городских горках. Тот же Ханнес Мейер и группа специалистов Ленинградского института планирования городов хотели перенести в Мотовилиху центр вновь объединенного к этому времени  города[14]. Однако проект «Соцгород Горки», столь же современный, сколь и утопичный, в итоге так и не был реализован. Несмотря на это, накануне войны жилищное строительство в Перми приобрело размах, вполне соответствовавший темпам развития города: в 1937 году было возведено 171,7 тысяч квадратных метров жилья, в 1938-м – 185 тысяч, в течение всего нескольких лет удалось построить 19 школ, 70 детских садов и яслей, 50 медицинских учреждений и 18 родильных домов[15].

Центр Перми во второй половине 1920-х годов еще мало чем отличался от дореволюционного, но новые власти постепенно преображали и его. В 1925 году был построен коммунальный мост через речку Егошиху, связавший между собой Разгуляй и Городские горки[16]. С 1926 по 1930 год в Перми было выложено брусчаткой 13 километров дорог, восстановлены или приведены в порядок все общественные сады и скверы[17].

В 1930-е годы инфраструктура города продолжала развиваться ускоренными темпами. С 1931 по 1938 год замощено было уже более полумиллиона квадратных метров дорог, заасфальтировано около 50 тысяч квадратных метров тротуаров[18]. Модернизация коммунальной сферы позволила улучшить бытовые условия жителей города. В 1937 году было окончено строительство водопровода, все дома электрифицированы, а уличное освещение появилось и в пригородах Перми.

Параллельно с этим развивалась транспортная сеть. В 1926 году в городе появились первые пассажирские автобусы, следовавшие по маршруту от вокзала Пермь-II до Мотовилихи. Позднее, в 1929 году, под руководством инженера Половникова была построена и первая трамвайная линия. 7 ноября 1929 года один из шести моторных вагонов, прибывших в Пермь из Москвы, связал Мотовилиху с центром города. После торжественных мероприятий в честь открытия и произнесения официальных речей в первый рейс отправился председатель Горсовета М.П. Овчинников. Стоит отметить, что в прокладку трамвайной линии, протяженность которой составила 13,2 километра, значительный вклад внесли сами горожане во время регулярных субботников. К 1930 году трамвайная линия была продлена до вокзала Пермь-II. Тогда же вагоны стали ходить и по улице Карла Маркса, а двумя годами позже стартовали работы по запуску третьей линии – от улицы Толмачева до лесокомбината «Красный Октябрь»[19]. Таким образом, к началу 1930-х годов Пермь имела сеть из двух видов общественного транспорта, а накануне войны в городе, наконец, появились и такси.

Промышленность Урала, пережившая упадок во время Гражданской войны, в последующие годы постепенно восстанавливалась. В 1920-е годы основными предприятиями Перми, еще не объединившейся с Мотовилихой, были сернокислотный и суперфосфатный заводы, Шпагинские мастерские, завод «Уралсепаратор», лесозавод № 2, фабрика «Труд», плакатно-картонажная фабрика и ряд других[20].

В конце 1920-х годов начались большие перемены в экономике. Переход к пятилетнему централизованному планированию предполагал развитие промышленности Урала в едином комплексе с предприятиями Западной Сибири и Казахстана, в составе так называемого Урало-Кузнецкого комбината[21]. В связи с этим с начала 1930-х годов в Прикамье, в том числе и в Перми, началось строительство промышленных гигантов всесоюзного значения, ключевую роль среди которых играли завод № 19 и Пермский пороховой завод в городе-спутнике Перми – Закамске, значительной модернизации подверглись Машиностроительный завод им. И.В.Молотова в Мотовилихе и суперфосфатный завод, выпуск продукции на котором в этот период вырос более, чем в 40 раз.

В это же время начались работы по сооружению Пермской судоверфи, и вскоре со стапелей сошли первые речные суда, среди которых «Кильмезь», «Чепца» и многие другие. Помимо машиностроения и химической промышленности уделялось внимание и другим отраслям. Еще в 1928 году была открыта фабрика «Пермодежда», позже появились Хлебозавод, фабрика по производству печатей и штампов, фабрика музыкальных инструментов «Кама» и другие предприятия.

Досуг пермяков в 1920-х годах был таким же, как и в других советских городах: музей, галерея, театр, публичные библиотеки, кино, цирк. Летом к ним прибавлялись прогулки в парках и скверах, отдых на берегу реки, катание на лодках и яхтах, спортивные игры: футбол, волейбол, плавание, а зимой – лыжи и коньки.

В 1920-е годы родоначальниками Пермской художественной галереи А.К. Сыропятовым и Н.Н. Серебрянниковым была сформирована основа ее коллекции картин, а в ходе ряда экспедиций на север Прикамья – уникальное собрание православной деревянной скульптуры[22]. В результате чего жители города получили возможность знакомства с высокими образцами живописи, скульптуры и других предметов искусства.

Театр ещё с дореволюционных времен занимал в жизни пермяков особое место. В 1923-1932 годах управление зрелищных предприятий Урала ещё приглашало в Пермь поочередно оперные и драматические труппы, но параллельно этому уже шел процесс формирования собственного коллектива театра, который, помимо ставшей уже традиционной оперы, в феврале 1926 года поставил свой первый балет – «Жизель». В связи с этим в 1930 году на базе Пермского городского театра была сформирована «2-я государственная опера Урала», а вскоре он стал именоваться Пермским государственным театром оперы и балета[23].

В 1927 году в Перми возник Театр рабочей молодежи – будущий драматический театр. Костяк труппы, сформировавшийся на рубеже 1920 – 1930-х годов, сохранялся несколько десятилетий. Вместе с Театром юного зрителя он ютился в полуподвальном помещении Городской центральной библиотеки на улице Карла Маркса[24]. Начиная с 1930 года «трамовцы», бывшие любители, стали сниматься с производства для постоянной профессиональной работы в театре и начали гастролировать[25].

Ещё до революции в Перми было несколько кинотеатров, среди которых уже тогда своей роскошью выделялся «Триумф». Именно он открыл в городе эру звукового кино, показав в 1932 году фильм «Златые горы».

Интерес к организованному спорту пермяки испытывали с давних времен. Еще до революции в городе имелся ипподром, существовали яхт-клуб, любительские футбольные команды, но комплексный подход к развитию спорта был выработан только в 1920 – 1930-е годы. В 1925 году было создано пермское спортивное общество «Динамо», несколько позднее в Перми появились и другие спортивные общества, в частности «Спартак». На базе промышленных предприятий формировались свои команды по различным видам спорта, массовый характер приобрела сдача молодежью норм ГТО. Стремление к здоровому образу жизни, спортивным достижениям пропагандировали участники агидбригад, например, «Синей Блузы». Наряду со спортсменами, участвовавшими в различных соревнованиях и сделавшими спорт важной частью своей жизни, многие пермяки по-прежнему видели в нем форму досуга и приобщались к спорту время от времени, то как болельщики, то как участники различных спортивных игр на свежем воздухе.

Культурный досуг и спорт были важной, но не главной частью жизни пермяков. Семья и работа – вот на что было направлено их основное внимание. Если в начале 1920-х годов быт рядового пермяка еще не сильно отличался от дореволюционного, то с изменениями в экономике и общественной жизни, конечно, начал меняться и он. Появление детских садов, яслей, школ, училищ, столовых, прачечных существенно снизило бытовую нагрузку на женщин. Они стали активнее участвовать в общественной жизни, многие пошли работать. Развитие общественного транспорта позволило сократить время на перемещение внутри города, повысило темп его жизни. Заметно расширилась сфера услуг и отдыха. В городе появились комфортные общественные бани, при заводах стали открываться дома и базы отдыха.

В 1920 ­– 1930-е годы Пермь формально оказалась на вторых ролях, но развитие ее не остановилось, наоборот, оно год от года ускорялось, после периода упадка значение города вновь стало возрастать, что не могло в итоге не сказаться и на его статусе. В 1938 году Пермь стала областным центром вновь образованной Пермской области. Казалось, перед пермяками открывалось новое прекрасное будущее, архитекторы трудились над проектом большого прекрасного города с огромными площадями, прямыми и широкими проспектами, но всему этому не суждено было сбыться[26]. Мирная жизнь заканчивалась, Пермь, как и всю страну, ждали впереди годы новых, еще более суровых испытаний.




[1] Вся Пермь. 1925 год. Пермь, 1925. С. 15.


[2] Там же. С. 115.


[3] Там же. С. 19.


[4] Пермь. Пермь, 1957. С. 481.


[5] Протокол № 10 внеочередного заседания Пленума Пермского Горсовета Р.К. и К.Д. от 13 июня 1927 года // ГАПК. Ф. р-176. Оп. 1. Д. 44. Л. 43.


[6] Протокол № 16 заседания Рабочего Президиума Пермского Городского Совета 3-го августа 1931 г. // ГАПК. Ф. р-176. Оп. 1. Д. 102. Л. 67.


[7] Вся Пермь. 1925 год. С. 20.


[8] Терехин А.С. Пермь. Очерк архитектуры. Пермь, 1980. С. 55.


[9] Перескоков Л.В. Соцгородок Рабочий поселок // Пермский дом в истории и культуре края. Материалы научно-практической конференции. Пермь, 2008. С. 43.


[10] Гайсин О.Д. Рабочий поселок //Архитектурное наследие соцгородов – бремя прошлого или ресурс развития? Материалы всероссийской конференции. Пермь, 2013. С. 80.


[11] Кириллов Б.П. Рассказы о Мотовилихе. Пермь, 1998. С. 51.


[12] Терехин А.С. Указ. соч. С. 61.


[13] Там же. С. 66.


[14] Кириллов Б.П. Указ. соч. С. 53.


[15] Терехин А.С. Указ. соч. С. 67-68.


[16] Гайсин О.Д. Указ. соч. С. 76.


[17] Терехин А.С. Указ. соч. С. 55.


[18] Там же. С. 68.


[19] Стаценко А. Пермский трамвай: хроника десятилетий // Ретроспектива. 2009. № 5 (16). С. 59.


[20] Суслов А.Б. Пермь нэповская // Пермь от основания до наших дней. Пермь, 2000. С. 214.


[21] Подробнее см.: Эвенчик Б.И. Урал в плане Урало-Кузнецкого комбината. М., 1932.


[22] Пермь. Летопись города 1723-2013. Пермь, 2013. С. 122.


[23] Ивинских Г.П. Пермский театральный период. Пермь, 2014. С. 296.


[24] Там же. С. 311.


[25] Там же. С. 337.


[26] Подробнее см.: Город Молотов. Генеральный проект планировки. № 2. 1920-е  – 1940 // ГАПК. Ф. ф-63. Оп.63п. Д.699.