Государственный архив Пермского края
Выставка А. П. Зырянова.

Выставка А. П. Зырянова.

Дата : 18 Августа 2017

Выставка А. П. Зырянова. Выставка А. П. Зырянова.

Выставка А. П. Зырянова.

Серия фотографий: Выставка А. Зырянова в залах Пермской художественной галереи. Выставка проходила в 1967 году. В серии 62 фотографии.

Зырянов Александр Петрович (родился 1октября 1928 г., с. Покровское Егоршинского района Свердловской области). График. Член Союза художников (1960), Народный художник РФ (2003). Окончил Свердловское художественное училище (1950), Московский художественный институт им. В. И. Сурикова, отделение графики (1956). Учился у Б. А. Дехтерева, М. В. Маторина, М. С. Родионова. Дипломная работа - оформление книги «Броненосец 14-69» В. В. Иванова (руководитель Б. А. Дехтерев). После окончания института работал в г. Свердловске, сотрудничал с книжным издательством, оформил книгу В. В. Маяковского «Что ни страница - то слон, то львица». С 1956 г. живёт в Перми. Мастер станковой линогравюры. Занимается книжной графикой, плакатом, экслибрисом, рисунком. Участник выставок с 1957 г. На протяжении многих лет работал над темой «Наш край». Созданы циклы линогравюр, посвящённые природе, истории, памятникам культуры и архитектуры, деятелям искусства Прикамья. Первые эстампы были сделаны в технике цветной линогравюры. В цикле цветных линогравюр в 1950-1960-х гг. были представлены пейзажи Перми («Улица Карла Маркса», «Комсомольский сквер»). В 1962 г. Пермским книжным издательством был выпущен альбом «Пермь в гравюрах Александра Зырянова» с 20 линогравюрами художника, отпечатанными с авторских досок. Во второй половине 1960-х гг. обратился к чёрно-белой станковой линогравюре: художника привлекли демократизм, лаконичная выразительность этой графической техники.
Конец 1950-1960-е гг. - эпоха «сурового стиля» в советском искусстве. Большую популярность в графике приобретает техника линогравюры. Зырянов обратился к гражданской тематике, сюжетам, связанным с революционными событиями в стране и Прикамье. В 1966 г. сделан цикл гравюр, посвящённых 50-летию Октябрьской революции. Монументальность, строгие, обобщённые формы, контраст белого и чёрного цвета подчёркивали символическое звучание образов. В цикл гравюр вошли масштабные листы «Уходили комсомольцы», «Кизеловская ГРЭС – первая на Урале по плану ГОЭЛРО», «Мы наш, мы новый мир построим», «Ленин и революция», «Отечественная война» и др. В 1974-1987 гг. был создан альбом «Мотовилиха» (86 гравюр). В 1960-е гг. художник обратился к малому жанру графики – бумажному экслибрису. Исполнил целый ряд сюжетных книжных знаков в линогравюре для известных творческих личностей: писателей В. П. Астафьева и А. М. Домнина, журналиста Б. Н. Назаровского, художников М. Ш. Брусиловского и М. В. Тарасовой, искусствоведов М. В. Алпатова, А. Г. Будриной, Л. Ф. Дьяконицына. В 1970-е гг. создан цикл панорамных деревенских пейзажей родного края, представляющих красоту и гармонию жизни человека, работающего на земле («Весна в колхозе», «Сенокосная пора», «Полевой стан»). Первоначально художник всегда рисует с натуры, затем продумывает композицию и образно-пластическое решение гравюр, разрабатывает рисунок штриха.
С 1970-х гг. последовательно работает над темой «Памятники истории и культуры». Созданы циклы гравюр, посвящённые шедеврам зодчества, Строгановской иконе, пермской деревянной скульптуре, пермскому звериному стилю. Работая над альбомами «Чудские древности Урала» (1973) и «Пермский звериный стиль», изучал и творчески интерпретировал древние памятники пермского звериного стиля, которые хранятся сейчас в коллекциях Эрмитажа, ГИМ, музеев Пермского края. В 1973 г. издательство «Советская Россия» выпустило книгу «Чудские древности Урала» с гравюрами А. Зырянова. Постоянно совершенствовал мастерство, расширяя возможности техники линогравюры, обретая индивидуальный почерк. Художник становится одним из признанных российских мастеров линогравюры, постоянным участником всесоюзных, республиканских и международных выставок. В 1980-1982 гг. создано 20 гравюр альбома «Пермская деревянная скульптура», в котором представлена коллекция уникальной храмовой скульптуры XVII-XVIII вв. из собрания Пермской государственной художественной галереи: Параскева Пятница, Св. Николай Можайский, Христос в темнице, Саваоф… Простота и сдержанность образов, глубина чёрного цвета, красота и выразительность рисунка и фактуры светоносного белого штриха сделали этот альбом заметным явлением в художественной жизни Перми. Была продолжена работа над циклом уральских пейзажей. Создан альбом «Пермские мотивы» (1983-1989), в который вошло 130 гравюр с изображением самых разных уголков старой Перми, набережной р. Камы, новостроек города. В серии гравюр «Уральские пейзажи» (1983-1987) панорамные и камерные композиции представили своеобразную красоту природы Прикамья («Мой край», «Камские просторы»).
В 1960-1990-е гг. были созданы портреты выдающихся деятелей культуры и науки Прикамья: собирателя Пермской деревянной скульптуры Н. Н. Серебренникова, академика Н. Д. Зелинского, писателей А. М. Домнина, Л. И. Давыдычева.
В 1980-е гг. Зырянов обратился к новой теме – легендарному перм. балету. Создан цикл гравюр, навеянных образами спектаклей Перм. театра оперы и балета. В техниках карандашного рисунка и пастели была сделана серия портретов ведущих танцовщиков театра: К. А. Шморгонера, И. А. Шаповалова, О. Р. Левенкова, В. И. Дубровина, С. А. Александрова, гл. балетмейстера В. Н. Салимбаева, дирижёра О. М. Белунцова.
Самостоятельное значение имеют многие рисунки художника, созданные им с натуры в г. Перми и области, а также по впечатлениям от творческих поездок в Крым, Францию (1970), Грузию (1980), Италию (1982).
В 1990-е - 2000 гг. занимался прикладной графикой. Были разработаны и исполнены: эскиз штандарта губернатора Пермской области; гербы городов Добрянки, Лысьвы, Чусового, Красновишерска, Осы, Чердыни, сёл Елово и Частые.
С 1995 г. – профессор Уральского филиала Российской Академии живописи, ваяния и зодчества (кафедра академического рисунка и живописи).
Гравюры находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи (г. Москва), Музея изобразительных искусств Республики Карелия, Северо-Осетинском музее изоискусства, Тамбовском музее изоискусства, Белгородском художественном музее, Оренбургском музее изоискусства, Художественном музее Республики Бурятия, Иркутском художественном музее, Государственном музее музыкальной культуры (г. Москва), Пензенском художественном музее, Томском художественном музее, Художественном музее Республики Саха, Кемеровской картинной галерее, Ставропольском музее изоискусства, Художественном музее г. Ростов-на-Дону, Картинной галерее Республики Калмыкия, Владимиро-Суздальском историко-художественном музее-заповеднике, Читинском художественном музее, Историко-культурном центре В. И. Ленина в г. Ульяновске, Тюменском музее изоискусства, Художественном музее Республики Беларусь, Картинной галерее г. Набережные Челны, Перм. государственной художественной галерее, Чайковской художественной галерее, Краснокамской картинной галерее, Пермском краевом краевом музее.

Выставки

Международные:
Выставка книги. Москва, 1967.
Произведений советских художников. ГДР, Польша, 1969.
Интерграфика. Берлин, 1970.
Выставка книгопечатания. Лейпциг, 1970.
«Борющемуся Вьетнаму». Вьетнам, 1972.
Тиражированная графика в странах Африки, 1975.
Книжная выставка-ярмарка. Москва, 1977.
Советская графика. Болгария, 1978.
«Пермские художники. Любимая земля» ЭКСПО 2000. Ганновер, Германия. 2000.

Всесоюзные:
К 50-летию Октября. Москва, 1967.
IV Всесоюзная выставка эстампа. Вильнюс, 1969.
К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Москва, 1970.
«СССР – наша Родина». Москва, 1972.
«Слава труду»: к XXV съезду КПСС. Москва, 1976.
К дням советского изобразительного искусства в Грузии. Тбилиси, 1980.
«Всегда начеку». Москва, 1981.
«Мы строим коммунизм»: к XXVII съезду КПСС. Москва, 1986.
«По родной стране». Москва, 1981.

Республиканские:
К 40-летию Великого Октября. Москва, 1957.
К 40-летию Красной Армии. Москва, 1958.
«Советская Россия». Москва. 1960, 1965, 1967, 1972, 1975, 1980, 1985.
«По Ленинскому пути»: к 60-летию Октября. Москва, 1977.
Выставка эстампа. Ленинград, 1989.

Зональные:
«Урал социалистический»: Свердловск, 1964.
Пермь, 1967.
Челябинск, 1969.
Уфа, 1974.
Тюмень, 1979.
Свердловск, 1985.
«Урал. Сибирь. Дальний Восток». Москва, 1971.

Персональные:
Пермь, 1961, 1967, 1978, 1989.

И.П. Федотова