Государственный архив Пермского края
Железнодорожный вокзал Пермь I.

Железнодорожный вокзал Пермь I.

Дата : 26 Октября 2017

Железнодорожный вокзал Пермь I. Железнодорожный вокзал Пермь I.

Железнодорожный вокзал Пермь I.

Здания вокзалов двух концов Уральской горнозаводской железной дороги Екатеринбурга и Перми были построены по образцовому проекту «Проект вокзала станции 1 класса Уральской горнозаводской железной дороги», автор проекта — П.П. Шрейбер.

Здания вокзалов двух концов Уральской горнозаводской железной дороги Екатеринбурга и Перми были построены по образцовому проекту «Проект вокзала станции 1 класса Уральской горнозаводской железной дороги», автор проекта — П. П. Шрейбер. Здание в Перми построено в 1877—1878 гг.
Изначально Горнозаводская железная дорога оканчивалась на вокзале Пермь I, то есть был тупик. К 1899 году в связи со строительством новой Пермь-Котласской железной дороги (Пермь — Вятка — Котлас) понадобилось проложить дорогу дальше прежнего тупика вдоль берегового склона и через построенный гигантский для того времени Камский железнодорожный мост (открылся 27 января 1899 года). Для этого в 1899 году по проекту начальника строительства Пермь-Котласской ж.д. инженера МПС И. Н. Быховца (также возглавлявший сооружение Камского моста) слегка перестроили здание вокзала, удлинив его и соорудив вторую башенку-вход для уравновешивания нового архитектурного облика. Часть склона срыли, отделали бутовым камнем, а рядом с домом Мешкова проложили виадук.
Здание вокзала состояло из 4-х секций: ресторан; зал ожидания для пассажиров 1-го и 2-го классов с мягкими диванами; зал ожидания для пассажиров 3-го и 4-го классов с жёсткими диванами; билетные кассы с большим иконостасом. Были также служебные помещения. От непогоды пассажиры спасались под навесом, сооружённым со стороны посадочных платформ и снесённым в конце 1930-х гг.
Для пассажиров 1-го класса были предусмотрены вагоны синего цвета, для пассажиров 2-го класса — жёлтые, для прочей публики подавались зелёные вагоны.
Рядом со зданием вокзала Пермь-I были построены здания для управления Пермь-Тюменской железной дороги (1892 г.) и управления Пермь-Котласской железной дороги (1897 г.), в которых ныне располагается Пермский институт железнодорожного транспорта.

По материалам статьи Спешиловой Е.А. в книге "Старая Пермь: Дома. Улицы. Люди. 1723-1917". — Пермь: Курсив, 1999.