Государственный архив Пермского края
Горнозаводская железная дорога.

Горнозаводская железная дорога.

Дата : 4 Марта 2016

Горнозаводская железная дорога. Горнозаводская железная дорога.

Горнозаводская железная дорога.

Уральская Горнозаводская железная дорога — одна из железных дорог Российской империи, первая железная дорога на Урале (до 1896 года - основная).

Уральская Горнозаводская железная дорога — одна из железных дорог Российской империи, первая железная дорога на Урале (до 1896 г. - основная). В настоящее время линии исторической дороги относятся к Свердловской ж. д.
Направлялась из Перми на Лёвшино, Чусовой, Бисер, Кушву, Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинский завод и далее до Екатеринбурга. Ветви на Соликамск ("Луньевская"), Верхотурье и др.
Начало строительства датируется 1874 г., завершение 1878 г.: первый рабочий поезд прошёл 27 февраля, а 1 (13) октября по ней открылось правильное (регулярное) движение от Перми до Екатеринбурга. Строительство велось на деньги частного консорциума с участием местных промышленников, «Общество УГЖД» под управлением В. Кокорева и П.И. Губонина. Главный инженер строительства - В.Ф. Голубев.
В сентябре 1879 г. введена в строй Луньевская ветка.
Первым управляющим дорогой был назначен талантливый инженер - Николай Степанович Островский. В сложнейших условиях строительства возведено 646 искусственных сооружений, в том числе 316 мостов и один туннель. Протяженность составила 670 верст (715 километров).
До 1885 (по другим сведениям до 1887) г. УГЖД управлялась частными владельцами с ежегодным убытком 3 млн рублей, после чего передана в собственность государства с долгом 45 млн рублей.
В 1883-1885 гг. за счёт государственной казны построена железная дорога от Екатеринбурга до Тюмени (длиною 325 км), присоединенная в 1888 г. к Уральской ж. д.
В 1896 г. к дороге присоединена только что построенная ветвь Екатеринбург - Челябинск.
В 1897 г. Уральская горнозаводская ж. д. переименована в Пермь-Тюменскую железную дорогу.
В 1900 г. Пермь-Тюменская ж. д. объединена с Пермь-Котласской ж. д в единую Пермскую железную дорогу с управлением в г. Пермь.
С 1937 г. - железная дорога имени Л.М. Кагановича, которая в 1944 г. была разделена на Пермскую и Свердловскую железные дороги.
С 1953 г. по настоящее время - Свердловская ж. д.