Государственный архив Пермского края
Машиностроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского.

Машиностроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского.

Дата : 19 Марта 2019

Машиностроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского. Машиностроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского.

Машиностроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского.

После окончания войны на заводе было несколько реконструкций, менялась выпускаемая продукция - молочные сепараторы нового типа, мотопилы, мотолебёдки, насосы для подачи воды, сепараторы для очистки минеральных масел и др.

Завод основан в 1858 г. английским механиком Гуллетом на берегу Камы при впадении в неё р. Данилихи; вскоре перешёл к пароходовладельцу Тету.
С 1859 г. строит пароходы (машины поступают с завода Гакса и Гуллета из Екатеринбурга).
В 1887 г. приобретён И. И. Любимовым, которым усовершенствован и расширен, благодаря чему развернул производство буксирных и пассажирских пароходов для рек Волжского бассейна, паровых шхун для Каспийского моря (в т.ч. судовых машин и механизмов).
Наибольшее достижение завода - постройка в 1894-1904 гг. серии из восьми самых больших тогда на Каме двухэтажных пассажирских судов высокой комфортности (по проекту и под руководством Л. Д. Тенчинского ).
Второй в серии пароход "Екатеринбург" получил высшую награду на Всероссийской выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде.
После смерти Любимова завод пришёл в упадок, в 1907 г. остановлен, в 1913 г. продан Пермской городской управе для её хозяйственных нужд.
В 1914 г. на площадке предприятия с использованием эвакуированного из Петрограда оборудования завода Лесснера налажено производство снарядов, гранат и др.
С 1919 г. здесь действуют авторемонтные мастерские, преобразованные в 1920 г. в авторемонтный завод. На его площадке в 1920-1922 гг. параллельно функционировала Уральская фабрика Гознак.
В 1924 г. освоено производство молочных сепараторов, завод получает название "Уралсепаратор", с 1926 г. "Уралсепаратор" им. Ф. Э. Дзержинского.
В начале 1930-х гг. завод реконструируется, переходит на выпуск металлорежущих станков, поэтому в 1932 г. из его названия снимается слово "Уралсепаратор".
В 1933 г. налажено производство маслоочистительных сепараторов, в 1934 г. - бензомоторных пил и др.
В 1941-1945 гг. завод серийно выпускал боеприпасы. Каждый третий снаряд, поступавший на вооружение армии, был оснащён взрывателем завода.
В 1942 г. завод награждён орденом Ленина.
После 1945 г. завод претерпел ряд реконструкций, выпуская молочные сепараторы нового типа, возобновил производство мотопил более совершенной конструкции для лесной промышленности.
В 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе мотопила "Дружба" удостоена золотой медали. В дальнейшем выпускаются мотопилы "Урал", "Тайга", "Крона", валочное устройство КГМ-1А (гидроклин), мотолебёдка МЛ-2000М, культиватор-приставка "Гном" к бензопилам, бензиномоторные центробежные насосы "Нептун" для подачи воды, сепараторы для очистки минеральных масел и дизельных топлив от воды и механических примесей, экстрактор-сепаратор "Россия" для производства антибиотиков, медицинское оборудование.
В производственном объединении работал устойчивый высококвадифицированный коллектив. Конструктор А. П. Андренко удостоен Государственной премии СССР, рабочие З. Ф. Уткина, З. Г. Мухина, И. Н. Баландин, Л.В. Есюнин - звания Героя Социалистического Труда.

Ежиков (Ёжиков) Иван Григорьевич, журналист, краевед, эколог.
Степанов Михаил Николаевич.